вторник, 15 ноября 2022 08:05

Спецтема: Война России против Украины

После Херсона: возможен ли крымский гамбит Кремля?
12

Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками
Фото: Facebook Игоря Цуркана
Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками
Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками
Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками
Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками

"Вскоре из Херсона будут стрелять HIMARS. Подступы к Крыму в пределах досягаемости. Это ослабит российскую оборону, в то время как "левое крыло" контрнаступления возьмет Мариуполь и Мелитополь до января. Затем начнется решающая фаза кампании – освобождение Крыма" – написал 12 ноября в своем Twitter бывший командующий Сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Годжес.

Меткий диагноз ситуации, в которую попали российские оккупационные войска на южном направлении после потери правого берега Херсонщины, открывает более широкий, стратегический вопрос: смирится ли Кремль с потерей юга, выходом ВСУ на административные сухопутные границы Крыма и, соответственно, угрозой и перспективой деоккупации украинского полуострова?

Для этого следует несколько шире проанализировать общий контекст – не только масштабной вооруженной агрессии РФ 24 февраля 2022 года, но и предпосылки российской гибридной агрессии против Украины февраля 2014 года, которая началась именно с украинского Крыма.

Торги за место "супергосударства №1"

Свою самоубийственную, как для начала XXI века, военно-политическую захватническую кампанию против суверенной европейской страны Кремль пытается вести одновременно на нескольких взаимосвязанных уровнях. И самый важный из этих уровней – стратегический.

Назвав в свое время распад СССР "величайшей геополитической катастрофой ХХ века", Путин пытается консолидировать ресурсы и усилия для того, чтобы войти в историю как лидер российского государства, сумевший исправить эту историческую несправедливость планетарного масштаба.

Это – "генеральная линия" Кремля, основа его военно-политической стратегии. Она кристаллизовалась отнюдь не в 2013 году, а в далеком 2001 году. Есть даже точная дата – 11 сентября. Совершенные "Аль-Каидой" теракты в США определили военные и политические стратегии многих стран мира на следующее десятилетие, прошедшее под знаком "глобальной войны с международным терроризмом".

Для России в целом и для Путина в частности это был шанс хоть немного подняться из геополитического забвения и стать партнером Запада в важном деле борьбы за "мир во всем мире". Для этого Кремль сделал три беспрецедентных, учитывая амбиции, шага.

Путин разрешил американцам использовать военную инфраструктуру среднеазиатских государств

Во-первых, Путин разрешил американцам использовать военную инфраструктуру среднеазиатских государств – бывших советских республик для налаживания логистики в рамках Афганской военной кампании 2001–2002 годов.

Во-вторых, Москва закрыла базу радиоэлектронного перехвата в Лурдесе (Куба), которая использовалась российской разведкой для мониторинга коммуникаций США и Канады.

В-третьих, было принято решение о сворачивании базы в Камране (Вьетнам), позволявшей контролировать все военные и гражданские коммуникации в Юго-Восточной Азии.

За это Путин хотел от Запада и, прежде всего, США двух вещей. Первое – нерушимости установленного еще при Брежневе баланса сил между НАТО и США. Второе – военная инфраструктура Альянса не будет приближаться к российским границам.

Однако расширение НАТО на восток и события революции роз 2003 года в Грузии и оранжевой революции 2004 года и, наконец, Революции достоинства 2013–2014 годов в Украине, убедили Кремль в том, что Запад вроде бы не соблюдает эти неформальные условия.

Вялая реакция мирового сообщества окончательно убедила Кремль в том, что грубая сила приемлемый инструмент российской геополитики.

В результате в августе 2008 года Путин решился использовать регулярные войска для отвлечения Грузии с ее прозападного пути. Вялая реакция мирового сообщества окончательно убедила Кремль в том, что грубая сила – приемлемый инструмент российской геополитики. Именно поэтому в Украине, начиная с 2013 года, РФ ведет себя столь дерзко.

Отсюда и генеральная цель стратегического уровня – восстановление сверхгосударственного влияния Москвы, максимально укрепив контроль над Украиной как ключевым государством. Прежде всего этого можно достичь, отвлекая Киев с пути интеграции в европейские и евроатлантические экономические, политические и структуры безопасности. Активная война на востоке – один из инструментов в этой борьбе.

Крепость Крым

Для путинской России самым важным всегда было и остается восстановление статуса глобальной сверхдержавы. В свое время ностальгирующего по совковому "величию" Путина очень возмутило заявление Обамы о том, что Россия является лишь региональной мощью.

Именно с этой целью российской постоянной пропагандой озвучиваются нарративы о "новом, более справедливом мировом порядке". Который якобы должен прийти на смену "гегемонии США", и в котором Россия под руководством Путина должна играть ведущую роль как "создатель" такого "нового, справедливого мира".

Однако в контексте восстановления своего "сверхгосударственного" статуса РФ сталкивается с целым рядом военно-стратегических проблем.

Кремль придерживается устаревших представлений о военно-политическом превосходстве

Во-первых, Кремль придерживается устаревших представлений о военно-политическом превосходстве. В то время как современный мир переходит на высокоточное оружие и профессиональные, высокомобильные вооруженные силы, Россия пытается кичиться тем, что осталось в наследство от СССР. Прежде всего – ядерным арсеналом и монструозной по количеству (но отнюдь не по качеству) армией.

Во-вторых, само по себе наличие ядерных боеприпасов ничего не означает, если у страны нет средств их доставки. Для этого у России есть тактическая авиация и тактические ракетные комплексы. Но на стратегическом уровне начинаются серьезные проблемы. Например, Москва до сих пор пытается испугать Европу спроектированными в 1950 годах турбовинтовыми бомбардировщиками Ту-95, в то время как весь мир давно перешел на сверхзвуковую авиацию. А США уже планируют замену сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику В-2 "Спирит", построенному в свое время по технологии "стелс".

И вот здесь России очень нужен Крым. Развернув на полуострове тактическую авиацию и ракетные комплексы, Москва географически подвигает их поближе к намеченным целям, позволяя с их помощью решать стратегические задачки. То же на северном направлении Путин планирует сделать в Арктике, а на западном – в Калининграде.

Калининград сам по себе непригоден для того, чтобы там можно было удерживать военные базы РФ на постоянной основе

Однако в этих последних двух направлениях Кремль столкнулся с объективными препятствиями. Российская военная инфраструктура в Арктике фактически создается с нуля, поэтому требует значительных ресурсов (финансовых и технологических) и, главное – времени. А Калининград сам по себе непригоден для того, чтобы там можно было удерживать военные базы РФ на постоянной основе.

Именно поэтому почти все совместные военные учения с белорусами россияне проводили в формате использования территории РБ в качестве площадки для накопления войск и средств поражения с последующей переброской воздушным путем в Калининград.

К примеру, это касалось ракетных комплексов "Искандер". С Калининградской территории они, по замыслу, должны были нанести удар по целям в определенных странах-членах НАТО. И либо быть оперативно эвакуироваными на территорию РБ, либо героически погибнуть за родину.

Этой же цели служила и недавняя переброска в Калининград трех всепогодных истребителей-перехватчиков МиГ-31 ВКС РФ – носителей гиперзвуковой ракеты "Кинжал". В конце концов их тоже пришлось вернуть на подконтрольные россиянам военные аэродромы Беларуси.

В политическом смысле Путин пытался использовать аннексию Крыма для дистанцирования Европы и США, а также стимулирование системного кризиса в ЕС и НАТО.

Автор: Facebook Игоря Цуркана
  Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками
Вооруженные силы Украины 11 ноября вошли в Херсон, который с марта был оккупирован российскими войсками

Битва за юг Украины

Учитывая контекст, нетрудно понять, что для путинского режима вопрос Крыма стратегически намного важнее, чем, например, статус или "безопасность" так называемых Л/ДНР – проектов, которые всегда были направлены прежде всего против Украины, ее безопасности и прозападного политического курса.

Это был инструмент, которым Кремль пытался влиять на украинское общество и украинскую власть в целях:

1) привязать Украину этим искусственно созданным конфликтом к РФ;

2) остановить процесс сближения и будущую интеграцию Украины в западные экономические, политические и структуры безопасности, прежде всего в НАТО;

3) вернуть себе контроль над внутриполитической ситуацией в Украине с помощью своих марионеток на Донбассе и в пророссийской части украинского политикума.

Сценарий так и не выстрелил. Поэтому Кремлю пришлось как-то исправлять ситуацию

Однако этот сценарий так и не выстрелил. Поэтому Кремлю пришлось как-то исправлять вышедшую из-под контроля ситуацию, начав полномасштабные боевые действия против Украины 24 февраля 2022 года.

Параллельно у РФ появилась возможность дополнительно обеспечить безопасность Крыма, создав контролируемый сухопутный коридор к полуострову. Еще не дать возможности Вооруженным силам Украины использовать прилегающие к полуострову регионы для подготовки к потенциальной деоккупации аннексированной территории.

Собственно поэтому стоит ожидать, что сейчас российская сторона будет отдавать гораздо более четкий приоритет укреплению своих позиций именно на южном направлении. Потеря контроля над оккупированным Крымом грозит перечеркнуть всю "стратегическую многоходовку" Путина, на которой он выстроил не только свою текущую агрессивную имперскую стратегию, но и свою политическую карьеру.

Однако, несмотря на то, что РФ будет держаться за Крым до последнего, тот факт, что Кремль поставил себя в столь непосредственную одностороннюю зависимость от контроля над этой территорией, открывает путь к созданию предпосылок относительно безболезненной деоккупации полуострова.

Правильно понимая стратегическую важность Крыма для РФ, Украине параллельно с развитием оперативно-тактического успеха на южном направлении следует также сосредоточиться на том, чтобы нивелировать все основные стратегические преимущества от крымской оккупации для РФ.

Крым превратится для Кремля в "чемодан без ручки"

Если мы сможем гарантировать, что ни один российский военный корабль не сможет безопасно выйти из Севастополя, ни один российский военный самолет не сможет целым покинуть воздушное пространство Крыма, ни одна запущенная россиянами из Крыма ракета не достигнет своей цели, Крым превратится для Кремля в "чемодан без ручки" , который трудно нести, но немного жалко выбрасывать. Это гарантированно откроет дверь к очередному шагу доброй воли через Крымский мост. Который после прохождения по нему последнего российского оккупанта в сторону территории РФ можно будет окончательно взорвать – вместе со всеми мечтами российского рейха о глобальном доминировании в мире.

Сейчас вы читаете новость «После Херсона: возможен ли крымский гамбит Кремля?». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі