среда, 25 марта 2015 07:45

"Ежегодно на здравоохранении воруют около 60 миллиардов гривен" - активист

 
Медицинской отраслью руководят непрофессионалы. Назначение непрозрачные. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал Игорь Щедрин, заместитель председателя общественной организации "Медицинский контроль".

С ноября 2013 года "Медицинский контроль" отслеживает коррупцию и злоупотребления в медицине. Что за это время увидели в отрасли?

- Пытались работать, как "Дорожный контроль". Фиксировали в больницах нарушение закона. Затем привлекали правоохранителей. Однако система правоохранительных органов не работает. Только СБУшник или милиционер начинает крутиться в больнице, ему сразу предлагают взятку. К тому же у нас плохой уголовный кодекс. Не понятно, как довести дело до суда. По статистике в Украине в год с 210 тысяч врачей 40 тысяч допускают ошибки. То есть, каждый седьмой. Медики чувствують безнаказанность.

Что удалось сделать за полтора года?

-В Николаеве разоблачили коррупционную схему. В одной из больниц главврач и заведующий отделением зарабатывали на аппарате компьютерной томографии, купленного за государственные средства. В день зарабатывали от пяти до 10 тысяч гривен. Что то из этого перепадало врачам. Так продолжалось четыре года. После нашего расследования обследования стало бесплатным. Но руководство до сих пор работает.

Как врачам выживать без взяток?

-Надо разработать четкие расценки. Назвать это "заказным благотворительным взносом", поскольку по Конституции медицина бесплатная, а благотворительность разрешена. Таким образом пациенты получали бы за деньги услуги с улучшенным сервисом. Увеличили бы зарплаты врачам. Специалистов, на которых у государства не хватает денег, надо было бы перевести на платную основу. Они должны получать статус самозанятых профессионалов. Например, у государства есть деньги на двух пульмунологов на область, а надо четыре. Так два обслуживают льготников и другие категории населения, живущие на благотворительные взносы и зарплату. Остальное - частные специалисты. Работают исключительно за деньги пациентов, которые не хотят стоять в очереди и могут платить. Их услуги должны стоить дешевле, чем в частных клиниках, поскольку не платят аренду за помещение.

Автор: Ольга Каменева
 

Сколько должны получать врачи, чтобы жить без доплат от пациентов?

-В регионах при Януковиче врачи, например, тот же хирург, получали 8-10 тысяч гривен. Сейчас зарплаты не изменились. Человек, который стоит на аппарате МРТ в частной клинике получает 5000 гривен. Этого достаточно.

На чем руководители больниц воруют больше всего?

-В регионах - на процессах, которые подведомственны заведующим отделением или главврачам. Например, в больнице открылась новая аптека. Это не просто так. Значит дали взятку. Платят за аренду одна сумму, а теневая выплата значительно больше. Официальная цена отличается от неофициальной в пять раз. Еще сдают в аренду кабинеты. Закупают у поставщика продукцию и могут уже на месте воровать мясо или масло и развозить по торговым точкам. Больше всего - за раз могут украсть на закупке медоборудования и ремонте помещений. Здесь самое сложное выявить истинную цену. Обычно, к чиновникам приходит главврач. Говорит, что ему нужно какое-то хорошее австрийское оборудование по четыре миллиона гривен, а оно столько не стоит. Там 40 процентов "отката". После этого могут вообще никого не лечить, потому что и так хорошо будут себя чувствовать. Например, в Кировограде закупали аппараты для кардиодиагностики. Собранные "на коленях, из спичек и желудей", но на них нашлись два миллиона долларов. Раньше это была прибыль областных, городских управлений и главврачей. За последние два года это немного прекратилось, потому что денег у страны нет.

Кому идут взятки, которые люди заносят в благодарность?

-Есть два потока. Первый - в карман врачу. Он эти деньги никому не показывает - ни заместителю отделения, ни главврачу. Может поделиться ими с медсестрой. Второй поток - через главврача. Деньги идут в фонд. Но как они дальше распределяются - отследить очень трудно.

На чем больше всего воруют в Минздраве?

-Там два источника коррупции. Первый - централизованная закупка - оборудование, лекарства. Ни одна должность не является неприбыльной. Коррупцию можно найти во всем. Например, санэпидемстанция. В свое время Богатырева лично курировала эту отрасль. Сын Януковича Александр просил ее не лезть в вопросы проведения тендеров на центральные закупки. Это была коррупционная вертикаль, как в налоговой. Но зарплаты там копеечные. Выживают из того, что помогают частным фирмам. В среднем это 200-500 долларов за услугу. Большие деньги зарабатывают на тендерных закупках. Там фигурируют наибольшие суммы. Система обходится стране примерно в 60 миллиардов гривен ежегодно.

Как налажена система на тендерах? Что нужно сделать, чтобы твои лекарства выиграли?

-Достаточно иметь своего человека на посту председателя тендерного комитета, чтобы влиять на ход торгов. Надо, чтобы в протоколе лечения появился нужный тебе препарат, чтобы было зарегистрировано через государственную экспертный центр Минздрава. Далее - чтобы прошло номенклатурную комиссию, куда входят профильные врачи, ученые, общественность. В регионах нужно говорить с врачами, главными специалистам, чтобы заказали. Могут "насолить" в Антимонопольном комитете, поэтому там имеют позиции. Еще в министерстве надо, чтобы кто-то бегал. Иначе тендер может провалиться только потому, что запятая не там стоит. Поэтому у нас какие-то "Людмилы-фарм" выигрывают тендеры на 600 миллионов гривен.

Автор: Ольга Каменева
 

Какие суммы "откатов"?

- Во времена Богатыревой слышал, что 5-10 процентов. Доходило до 20 процентов. Возьмем 2013-й год. Бюджет на закупки Минздрава - 2 миллиарда гривен. При 10 процентах "отката" выходит 25 миллионов. Эти деньги получили те, кто оперировал тендерами министерства. Считайте, что это благодарность за помощь продать лекарства.

А сейчас?

- Сейчас суммы откатов те же.

Новый министр Квиташвили способен реформировать отрасль?

-Квиташвили - малиновый министр от президентской партии. При нем розовый, не совсем малиновый, первый заместитель - Александра Павленко. Они вместе с Загорием (Глеб Загорий - гендиректор фармацевтической фирмы "Дарница" — ред.) и Бахтеевой (член парламентского комитета по здравоохранению - ред.) общаются в кулуарах и решают, как подзаработать на фармацевтике, пока президент занят войной или еще чем-то. Квиташвили бороться с коррупцией в узкой сфере. Не верю, что заниматься ею в регионах. Не вижу у него понимание, четкой позиции, как это делать. Для этого Квиташвили надо опираться на местные общины, работать в регионах. Пока не работает толком даже в Киеве. Замкнулся. Люди из министерства говорят, что к нему невозможно попасть на прием. Квиташвили может быть полезным для страны, если сейчас доведет до конца компанию по переформатированию закупок и возьмется за коррупцию в регионах.

Что действующему министру уже удалось?

-Квиташвили Компетентный, но далек от реалий украинской системы здравоохранения. Не может разобраться с законодательством, местными лоббистскими группами. Единственные изменения, которые ввел - это передал закупку лекарств международным организациям. К разработке законопроекта приобщил пациентские организации, волонтеров. Документ могут поддержать в Верховной Раде.

Квиташвили признал ужасное состояние медобеспечения в регионах. Пытается как-то решить этот вопрос.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы реально начать борьбу с коррупцией?

- Прекратить врачам и пациентам кормить заведующих отделений. Дальше - установить полную прозрачность финансовых поступлений в бюджетные и частные клиники. За счет этого выровняется зарплата врача. А Министерство здравоохранения должно переформатировать бюджетное финансирование больниц "по кровати". Это когда оплачивают сто коек, а на них лечатся два пациента.

Сейчас вы читаете новость «"Ежегодно на здравоохранении воруют около 60 миллиардов гривен" - активист». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи