пятница, 24 ноября 2017 07:45

"Общество медленно двигается в правильном направлении"

 

21 ноября 2013 года началась Революция достоинства. В тот день прежний премьер-министр Николай Азаров объявил о прекращении курса страны на евроинтеграцию. Украинцы в знак протеста вышли на площадь Независимости. А спустя неделю президент Виктор Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации и о свободной торговле с Европейским Союзом. Люди не были готовы разойтись по домам, пока власть не выполнит их требования. Погибли 107 майдановцев и 12 милиционеров. Янукович убежал из страны и до сих пор скрывается в России.

В мае 2014-го на внеочередных выборах президентом стал Петр Порошенко. А в конце того года Верховная Рада сформировала коалицию "Европейская Украина", которая распалась в прошлом году в апреле. Сейчас коалицию составляют фракции "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта".

Эксперты говорят о таких позитивных сдвигах в стране за четыре года: стартовали реформы медицины, образования, запустили патрульную полицию, ввели квотирование украинского языка на радио и телевидении, есть значительный прогресс в военной сфере, заработали новые антикоррупционные органы. Получили безвизовый режим с Евросоюзом. Провели декоммунизацию. Продвигается децентрализация. Отказались от российского газа.

Из негатива — до сих пор не преодолели олигархически-клановую систему, остается старый состав Центральной избирательной комиссии, коррупция процветает на всех уровнях, гривня обесценилась втрое. Зависла реформа судов.

Разделяете мнение о позитивных изменениях за четыре года?

— Вопросов нет к патрульной полиции, безвизовому режиму и декоммунизации, — говорит философ 57-летний Алексей Панич. — Больше всего беспокоят антикоррупционные органы. В прошлом году не смогли, одновременно с введением электронных деклараций, принять закон об одноразовой детенизации имущества — то есть о "нулевой декларации". "Антикоррупционеры" решительно отметали этот шаг, а у политиков не хватило решительности. Без этого система антикоррупционных органов нормально работать не может. С нулевой декларацией можно было бы простить экономические преступления прошлого. Заплатите налоги с того, что когда-то нажили бог знает каким путем, — и живите спокойно. Но любое следующее преступление карается со всей строгостью. А так антикоррупционные органы работают по закону, когда из прошлого никто никому ничего не прощает. Это обрекло их на неполноценную работу, потому что всех за все наказать невозможно физически — так чуть ли не вся наша правящая элита может за что-то сесть. Следовательно, мы обречены на выборочные наказания и торможение антикоррупционных расследований "в ручном режиме". Что, собственно, и происходит.

Какая из всех сфер выглядит самой успешной?

— Внешняя политика и отказ от российского газа.

А какие позиции тормозят?

— Что-то срочно нужно делать со старой Центральной избирательной комиссией. Неприлично терпеть это дальше.

Олигархически-клановую систему нельзя быстро победить. Это длительный процесс. Во время Майдана я говорил: сейчас в закрытом акционерном обществе "Украина" есть, условно говоря, шесть акционеров-олигархов. Майдан будет успешным, если после него в этом кругу появится еще один акционер — гражданское общество. Сядет за стол с олигархами и без него нельзя будет решать дальнейшую судьбу страны.

Это произошло?

— Да. Крупный капитал потерял монополию на управление страной.

От чего или от кого сегодня больше всего зависит развитие Украины?

— От увеличения уровня доверия граждан друг к другу. Оно появляется, когда повседневно чувствуем, что мы — составляющие одного целого. Невзирая на разное происхождение, язык, доход, успешность, одаренность. Ощущение этого дает доверие. А у нас многовато эгоизма. Каждый хочет выиграть за счет других. Это разрушает сообщество.

Почему большинство реформ приходится "продавливать" через парламент?

— Там преобладают представители среднего, крупного и очень большого бизнеса. Они имеют свои интересы. Политика — не та сфера, где можно делать, что хочешь. В ней выбирают меньшее зло. Голосуя за реформистские законы, депутаты понимают, что что-то теряют. Но если Украина провалит евроинтеграцию, то они потеряют еще больше.

Выборы 2019 года смогут качественно обновить Верховную Раду?

— Сначала качественно другим должно стать общество. Так быстро это не происходит.

В чем себя положительно проявил Петр Порошенко и в чем разочаровывает?

— Он силен во внешней политике. А во внутренней вынужденно проводит половинчатую линию.

Как оцениваете роботу правительства Гройсмана?

— Его работа настолько успешна, насколько могут не ссориться и найти общий язык "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт". Есть определенная преемственность между правительствами Яценюка и Гройсмана.

Нам много помогают западные партнеры. Смогли бы воздержаться в условиях войны и экономического падения без этой поддержки?

— Не могли бы. Мы живем на "кислородной подушке" Запада. На искусственном экономическом дыхании. Россия и Украина уцепились друг в друга и обе падают. Без поддержки Запада мы упали бы уже давно и первые.

Как изменилось общество за четыре года?

— Оно понемногу привыкает к тому, как участвовать в реформировании страны. Это не разовая акция, а ежедневный процесс. Нужно постоянно выделять силы, время, энергию, средства.

Что касается осмысления войны, отношения к России как к агрессору, желания общаться и получать услуги на украинском языке — здесь общество медленно двигается в правильном направлении. Его указал Майдан. Но не нужно людей подталкивать, потому что можно получить обратный результат.

Что изменят президентские выборы 2019-го?

— Не знаю, будет ли Петру Алексеевичу лучшая альтернатива за полтора года. Сегодня такой не вижу. Если бы выборы проходили сейчас, голосовал бы за Порошенко — невзирая на все свои предубеждения. Пусть бы продолжал тот курс, который есть. Он не удовлетворяет меня по темпам, но устраивает по общему направлению. Однако говорить о 2019 годе пока рановато. Если Донбасс будет деоккупирован — это одна ситуация. Не будет — другая.

На выборах президента хотелось бы иметь несколько кандидатов, которые предлагают разные сценарии дальнейшего сближения с Европой.

Революция достоинства продолжается? Когда можно будет сказать, что она победила?

— Мне недостает альтернативного понятия — "эволюция достоинства". Революцией можно сбросить старый строй. Но нельзя установить новый. Здесь нужна кропотливая работа на годы. Новые институции и законодательство не зарождаются в один день или месяц. И мозги граждан так быстро тоже не меняются.

Революция побеждает, когда запускает процесс дальнейшей эволюции в нужном направлении.

У нас это произошло?

— Да. Надеюсь, это не изменится. Поражение Революции достоинства будет лишь в случае разворота Украины в сторону союза с Россией. Сегодня этот сценарий не выглядит вероятным.

Сейчас вы читаете новость «"Общество медленно двигается в правильном направлении"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи