пятница, 12 января 2018 07:20

Для предотвращения подкупа политиков россиянами создадут специальное управление

 

— Готовилась не только аннексия Крыма, но и оккупация всей страны. Это чувствовалось в Службе безопасности Украины. Структура была полностью пропитана изнутри российской агентурой. А важные решения принимали в Москве, — говорит нардеп, глава подкомитета по вопросам государственной безопасности 38-летний Андрей Левус. С февраля по ноябрь 2014 года был заместителем главы СБУ.

— При Януковиче в некоторых департаментах сделали отдельные входы для сотрудников российской ФСБ. Такой был в департаменте информационной безопасности. Обустроили подъезд, чтобы россияне не пересекались с нашими сотрудниками. Имели отдельные казармы на полигоне спецподразделения СБУ "Альфа", отдельные кабинеты в главном отделении СБУ в Киеве на Владимирской, 33. Структура была полностью оккупирована. К сожалению, до сих пор не вычищена окончательно. После Революции достоинства большинство высших руководителей убежали из Украины. Те, кто остался, вышли с нами на связь 20 февраля (во время революции Андрей Левус возглавлял комендатуру Самообороны Майдана. — ГПУ). Так я попал в Службу безопасности.

Какие были первые впечатления?

— Вечером 21 февраля 2014-го сразу же заблокировали вывоз техники. В помещении, как сугробы, было по колено пыли — вывозили диски. Можно лишь представить, сколько информации уничтожили.

Что было самым сложным в начале работы?

— Во время моего дежурства в первые дни после Майдана принесли пять красных телеграмм о захватах областных и районных государственных администраций, отделений СБУ. От Харькова и вниз по карте на восток и юг. В одну ночь. Нужно было быстро противодействовать.

Предыдущее руководство выполняло заказ Кремля. Начиная от главы СБУ Александра Якименко, который был гражданином РФ, и до руководителей департаментов. Начальник контрразведки Владимир Бык имел два гражданства. Сейчас — арестован. Они были кадровыми сотрудниками ФСБ.

Часто спрашивают, почему не штурмовали парламент Крыма, когда его захватили "зеленые человечки"? А чем было штурмовать? Мы прилетели самолетом "Альфы" в Луганск после захвата областного управления СБУ — часть спецподразделения просто не подавала руку новому руководству. Называли нас мятежниками, "путчистами". Отказывались выполнять приказы. Я общался с крымскими работниками из Севастополя. Они принимали участие в захвате администрации.

Была парализована система координации. Руководитель шифровального департамента был сотрудником ФСБ. Все шифры и коды уничтожили. Для восстановления внутренней системы телекоммуникации СБУ необходимы месяцы. Фактически мы получили помещение и нескольких сотен людей, которые понимали, что нужно делать. Остальные работники не выходили на работу.

Чтобы взять на службу человека, ему нужно пройти по меньшей мере шесть месяцев специальной проверки. На первом этапе необходимо было найти приблизительно тысячу проукраинских, патриотических, действующих офицеров. Это нереально.

Пришлось взаимодействовать с общественными активистами на юге и востоке страны. С марта по июль 2014-го в связке с ними задержали и арестовали больше 500 человек. Некоторые патриотические работники в СБУ все-таки оставались. Подтянули офицеров из Западной Украины. Расспрашивали местных активистов, составляли специальные анкеты: кто не противодействовал Майдану. Приглашали их на работу в Киев.

Прежде всего пытались наполнить контрразведку. Она принимала активнейшее участие в противостоянии сепаратизму.

Изменилась ли ситуация за четыре года войны?

— Все эти проблемы в большей или меньшей степени существуют в СБУ и сейчас. Заменить всех работников невозможно. Потому что откуда взять такое количество новых?

Есть ли базовая концепция реформы спецслужб?

— В конце 2017 года встречался с Европейской миссией, которая предоставляет рекомендации по реформированию Службы безопасности Украины. Эта работа длится с марта 2014-го. Концепция разработана. Подписана главой СБУ Василием Грицаком, отправлена в Администрацию президента. Слово — за главнокомандующим.

Нужно принять закон о Службе безопасности. Изменить закон о борьбе с терроризмом. Принять закон о контрразведывательной деятельности. И базовый — о национальной безопасности. Процесс реформирования СБУ рассчитан на период с 2017-го до 2020 года.

На каких направлениях работы должна сосредоточиться Служба безопасности?

— Контрразведка, борьба с терроризмом, защита государственности и государственной тайны, кибербезопасность. Россияне используют коррупцию для влияния на принятие политических решений в Украине. Для предотвращения подкупа наших политиков будет создано специальное управление в рамках контрразведки.

Какие изменения необходимо внедрить в ближайшее время?

— Нужно демилитаризовать службу. С этой проблемой столкнулись в 2015-м. Привлечь людей на нормальную зарплату и должность невозможно. Претендент должен иметь звание от майора.

В 2014-м много выпускников американских и британских вузов, специалистов по информационной безопасности, украинцев по происхождению обращались к нам. Готовы были приехать сюда и работать. Но мы не всегда могли привлечь их по формальным причинам.

Чтобы демилитаризовать отдельные подразделения, требуется время. Большое количество генералов и полковников остались еще от КГБ. И сейчас нужно придерживаться этих норм. Но зачем они работникам департамента информационно-аналитического обеспечения? Не можем привлечь светлые головы для аналитической работы и прогнозирования только из-за советских стандартов. Некоторые инструкции действуют еще с 1967 года.

Если перейти к европейским стандартам во внутренней закрытой телекоммуникации (система связи. — ГПУ), можно сократить штат. Немало работников выполняют технические функции.

"Реформа спецслужб сейчас подобна смерти"

— Если сейчас провести люстрацию по принципу "пожал руку Януковичу — не пожал", то потеряем три четверти работников спецслужбы. Знаю ребят, которые были категорически против Майдана, а теперь воюют на Донбассе, — говорит консультант по вопросам рисков и безопасности СБУ 57-летний Евгений Лауер. — Работа спецслужб держится на агентуре. Ни один сотрудник не отдаст своих агентов преемнику.

Вырастить оперативного работника можно за пять-восемь лет. Он должен усвоить вербовочный подход. Реформа спецслужб сейчас подобна смерти. Переобуться на лету не выйдет.

В СБУ осталось от 4 до 6 процентов бывших работников КГБ. Подавляющее большинство уволили еще в первой половине 2000-х.

Сейчас вы читаете новость «Для предотвращения подкупа политиков россиянами создадут специальное управление». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи