суббота, 17 декабря 2022 08:00

Спецтема: Война России против Украины

Гражданская война в России неизбежна. И вот доказательства

Превращение войны империалистической в гражданскую войну – это то, что предвидел и пропагандировал товарищ Владимир Ульянов еще в сентябре-октябре 1914 года. Через три осени его слова стали реальностью. Учитывая слабость современной России по сравнению с тогдашней Российской империей и всеобщее ускорение темпа жизни, можно обоснованно предположить, что нынешняя российско-украинская война закончится российской гражданской войной гораздо быстрее.

Интернет переполнен картинками грядущего распада России на несколько частей. Авторы, в большинстве своем отечественные, радуются раздробленности построссийского пространства, возможной войной всех против всех и ослаблением каждого из участников этого процесса. Это понятно – небольшие слабые преемницы Российской Федерации не будут представлять угрозу Украине.

По этому поводу у меня две новости. Плохая заключается в том, что тотального краха и превращения единого российского "континента" в мозаичный "архипелаг", скорее всего, не будет, и Рязанщина не пойдет войной на Орловщину. Почему так – тема отдельного разговора. Однако есть и хорошая – чем бы ни закончилась нынешняя российско-украинская война и какую бы конфигурацию не приобрела Россия, в будущем ее ждет война гражданская, а значит – уменьшение угроз для Украины. Поскольку полный распад России во многом зависит от влияния внешних факторов, то гражданскую войну она сама готовит уже сейчас.

Одним из важнейших признаков государства (и едва ли не главным залогом его стабильного функционирования) является монополия на насилие – внешнее и внутреннее. Понятно, что инструментов реализации этой монополии может и должно быть несколько, и между ними естественным образом возникает конкуренция. Трение между армией и спецслужбами – классика жанра даже в тоталитарных режимах Третьего Рейха и Советского Союза. Менее известные, но обычно не менее глубокие противоречия бывают между военной разведкой и гражданской контрразведкой. Ну а без жалоб честных полицейских на наглых федеральных агентов не обходится ни один крутой голливудский боевик. Однако, несмотря на это, все упомянутые органы остаются государственными институтами, и именно высшая государственная власть устанавливает правила их деятельности.

Автор: Дмитрий СКАЖЕНИК
 

Но этак было не всегда. В эпохи слабых государств – на рассвете цивилизации или в Средневековье – центральные правительства передавали определенные силовые функции на откуп частным лицам. В результате магнатская усадьба иногда превращалась в штаб мобилизации или центр судопроизводства (в дополнение к местной казне). И люди воевали или были судимы не именем государства или верховного правителя, а именем конкретного магната. В определенное время в определенных местностях частные армии из наемников стали самым популярным способом организации вооруженных сил. Даже в ХХ и ХХІ веках во время больших войн часть государственного суверенитета более слабой стороны переходила в руки командиров партизанских отрядов.

Это все вполне закономерно – при немногочисленной необразованной бюрократии в столицах и скверных средствах коммуникации передача удельным руководителям части власти иногда была наилучшим решением проблемы управления государством. Вот только в какой-то момент такое положение вещей превратилось не просто в тормоз общественного развития, а в реальную угрозу всему политическому режиму. Поэтому появление почти каждого современного великого государства сопровождалось долгой и часто кровавой борьбой центральных правительств против своевольных аристократов, самоуправляющихся городов и анархистских сельских общин. И одним из главных последствий этой борьбы как раз и стала монополизация права на насилие.

Современная Российская Федерация является наследницей ряда государств, где монополия права на насилие была выкручена до максимума

Современная Российская Федерация является наследницей ряда государств, где такая монополия была извлечена до максимума. Но также бывали в истории периоды, когда война и суд находились в ведении десятков, а то и сотен малых центров власти. Обычно такое случалось в периоды смут и гражданских войн, но в чем уникальность нынешней ситуации – так это в формировании подобной ситуации прямо сейчас, когда Кремль вроде бы силен как никогда. И да, речь идет о печально известной частной военной компании "Вагнер".

Формально ЧВК в России не легализованы, а наемничество вообще наказывается уголовным кодексом, но чего Владимир Путин не сделает ради своего "повара" Евгения Пригожина! Крушение российской регулярной контрактной армии в войне с Украиной в конце лета стало очевидным даже для Москвы. В поисках путей спасения своей власти (а то и жизни) глава Кремля прибег к наиболее непопулярному из всех возможных шагов – к мобилизации. Однако в нынешних условиях толпы небоеспособных и немотивированных солдат бессильны кардинальным образом изменить ситуацию на фронте. Поэтому для решения важнейших военно-политических задач в Украине были привлечены наемники "Вагнера" (не только они, но об этом ниже).

В преддверии полномасштабного вторжения количество "вагнеровцев" не превышало 6 тыс. человек – достаточно по африканским меркам, но ничто в украинских реалиях. Во время войны удалось привлечь еще 2 тыс. добровольцев – тоже, по сути, мизер, хотя именно этим наемникам поручалось уничтожение украинского истеблишмента и именно на их руках кровь жителей Киевщины. Однако и самые большие потери приходились на них. А летом для ЧВК наступило звездное время – Путин фактически уступил часть государственного суверенитета в пользу Пригожина, позволив в обход всех законов вербовать на войну заключенных преступников.

По состоянию на октябрь количество российских заключенных сократилось на 23 тыс. – при том, что ни амнистии, ни пандемии не было

По состоянию на октябрь, количество российских заключенных сократилось на 23 тыс. – при том, что ни амнистии, ни пандемии не было. Несомненно, все они уехали на войну за деньги и обещания помилования. Некоторых погибших уже наградили орденами мужества. Кроме того, известны случаи, когда обвиняемые записывались в "Вагнер" в обмен на смягчение приговоров. Три, а то и четыре десятка тысяч хорошо вооруженных бойцов (вплоть до собственной авиации) с большим опытом кровопролития и заниженной эмпатией – очень грозная сила.

Полная независимость Пригожина от российских законов проявляется не только в найме и освобождении осужденных. Он еще и практикует расстрелы дезертиров, а казнь предателя кувалдой 13 октября записал и распространил в сетях. И ничего, МВД, Следком или ФСБ даже не шелохнулись. Одно неуверенное заявление омбудсмана – и все.

Вопрос, когда вся эта компания выйдет из послушания и начнет организованный террор на территории России, уже перестал быть теоретическим. Один мелкий грабитель, осужденный еще в 2016 году, уехал в качестве "вагнеровца" на фронт, откуда 24 ноября дезертировал вместе с ручным пулеметом. А уже 6 декабря в Ростовской области стрелял из него в трех человек. На следующий день он был задержан. И что характерно – Пригожин объявил, что проведет расследование, действительно ли это был его боец. Интересно, как в этом случае будут взаимодействовать "вагнеровцы" и военные следователи? Или эта государственная функция будет отдана на аутсорс? Дальше – больше. 7 декабря из временно оккупированной Ясиноватой в Донецкой области сбежали с оружием 20 "вагнеровцев", троих из них российские солдаты уже отыскали и расстреляли. А сколько таких случаев нам еще неизвестно?

Ну и настойчивые молвы об основании "Вагнером" собственной политической партии не на пустом месте возникают.

Частная армия Пригожина – уже свершившийся факт российского настоящего и будущего

Короче говоря, в любом случае частная армия Пригожина – уже свершившийся факт российского настоящего и будущего. И после всех нарушений и откровенных преступлений он просто не сможет сделать вид, будто ничего не произошло. А новые российские власти также не станут закрывать глаза на существование "Вагнера" – прямо из инстинкта самосохранения. Уже сегодня Пригожин находится в остром (с заявлениями к Следственному о государственной измене) публичном конфликте с петербургским губернатором, а в кулуарном – с губернаторами Белгородщины и Курщины. А что будет завтра, когда Путин перестанет сдерживать своего "повара"? И вряд ли Пригожин настолько недалек, что не предполагает предстоящей охоты за его головой.

И не надо думать, что миллионные вооруженные силы или милиция все решит – вопрос не столько в количестве личного состава, сколько в политической воле начальства. Развал центрального правительства всегда провоцирует крах центральных силовых ведомств, а вес приобретают командиры среднего и низшего звена. Да, Джохар Дудаев был генерал-майором и командующим дивизией, а не сидел в штабе. Белое движение 1918-го и "народное ополчение" 1612 года руководствовались военными. Вообще феномен "полевых командиров" присущ всем временам и народам, и россиянам не стоит обманываться, что они – не в Сомали. Поэтому небольшая, но сплоченная и замазанная кровью ПВК всегда будет на голову эффективнее и опаснее корпуса, составленного из контрактников или, тем более, призывников и мобилизованных. Весь вопрос в том, как поведет себя Пригожин после Путина. А то, что новой центральной власти придется с ним бороться, не подлежит сомнению.

Но "Вагнер" – не единственная заноза в теле будущей России. Пригожин – лишь клон другого российского суверенного регионального правителя. Рамзан Кадыров уже давно получил права на собственную армию, полицию и громкие убийства оппонентов, а также на полный экстерриториальный иммунитет – чеченские силовики безнаказанно хватают людей по всей России, а россиянам работать в Чечне по единичным случаям нельзя. Лишь одна-единственная федеральная база в Ханкале ему неподвластна. И что характерно, все это явилось следствием Второй чеченской войны, так, как возвышение Пригожина – следствием нашей. Поэтому неслучайно оба "феодала" прекрасно нашли общий язык и заняли нишу "ястребов". А недавно они даже добились отставки генерал-полковника Александра Лапина. И поскольку Кадыров вряд ли захочет завоевать всю Россию, а Пригожин может согласиться на фактический суверенитет Чечни, то этому союзу мало что угрожает. И тот факт, что на стороне этого альянса есть и военные, и политики (называют имена двух Сергеев – Суровикина и Кириенко) делает его полноценной стороной будущего конфликта.

А еще с лета в половине русских регионов формируются "именные" батальоны и роты. Поскольку их набирают из земляков, а обеспечением знают местные власти, впоследствии ветераны этих формирований могут составить скелет губернаторских "гвардий" или доморощенных фрайкоров. Это не значит, как я уже написал, что армия Магаданщины пойдет походом против Омщины, потому что вряд ли распад России будет происходить за региональными границами. Скорее наоборот – после падения Путина оформятся минимум две ("ястребы" за войну до последнего и "голуби" за немедленный мир) или несколько больше сил, претендующих на власть по всей стране. А частные компании и региональные подразделения станут чашами, брошенными на весы одного большого конфликта.

Искалеченные, озлобленные солдаты, которым новая власть обязательно скажет, что она их туда не посылала, массово пополнят собой ряд криминальных группировок

Ну и на самом низком уровне изуродованные, озлобленные солдаты, которым новая власть обязательно скажет, что она их туда не посылала, массово пополнят собой ряд криминальных группировок. Или подобно тому, как это произошло после Афгана, они сами сбьются в банды и начнут терроризировать население. А искусные полевые командиры или амбициозные губернаторы начнут привлекать их на службу, потому что многим будет невозможно заниматься чем-то другим.

Все это Россия уже проходила неоднократно после падения империй – и в 1610-х, и в 1917-м, и с 1989-го по 1993 год. Но будет и большое отличие с последним случаем. Тогда гражданская война прошла буквально через месяц и только в Москве, а затем началось подавление Чечни, которое позволило консолидировать остальную часть страны. При широкой западной помощи России удалось удержаться. На этот раз глубина падения будет не меньше, а вот отношение Запада – совсем иным. Теперь Россию уже никто не будет спасать. Как только США смогут поставить под контроль ядерное оружие, на россиян и их проблемы махнут рукой.

Новые российские власти не будут избраны на свободных открытых выборах. Она выковывается в горне гражданской войны. И более чем вероятно, что Россия навсегда потеряет Северный Кавказ и Южную Сибирь, а то и Поволжье. Такова будет цена гибели империи и очередной гражданской войны.

Но никто, кроме россиян, в этом не виноват.

Сейчас вы читаете новость «Гражданская война в России неизбежна. И вот доказательства». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі