среда, 27 декабря 2017 05:40

"Специалистов было мало, потому что всех выбила советская власть"

 

- Я учился в школе-интернате. Там нашел на шкафу расстроенную старую скрипку. Постоянно к ней ходил, хотел довести до рабочего состояния. Не удалось. Когда на пенсии появилось много времени, решил осуществить мечту детства - сделать инструмент, - рассказывает 66-летний Павел Брижатый из села Хацьки возле Черкасс. Он три года делает скрипки. Их дарит или продает. Сам играть не умеет.

Павел Якимович ведет к хате по улице напротив сельсовета. Дворик без забора, окружен огородами. У небольшого дома из красного кирпича - погреб и мастерская.

- Я никогда не строил заборов. Лучше - пространство. Весной и летом здесь красота. Хожу по полям с устройством, собираю металлолом, монеты, старину, - говорит мужчина. Одет в старую коричневую кожанку и черный комбинезон. В прямоугольных очках, носит усы пшеничного цвета.

Заводит в мастерскую с кирпичной плитой. На стенах висят части будущих скрипок. На окне - кисти и 30-сантиметровая скульптура циклопа.

- Я ничего в этом не смыслил. А три года тому назад на свалке нашел разбитую скрипку. Забрал обломки домой, рассмотрел, что к чему, - Павел Якимович берется чистить деку для инструмента. - Та скрипка по-народному называлась "шмурдяк" - ширпотреб советских времен. Может, из Черниговской фабрики музыкальных инструментов. Скрипка для учеников. Солидный мастер на нее не посмотрит.

Брижатый искал в интернете и литературе, как делать скрипки.

- На инструмент трачу полтора-два месяца, - продолжает он. - Цену большую не ставлю, потому что только начал. Одну продал за 2 тысячи гривен в Киев. В Германии лучшие мастера за свои просят 40 тысяч евро. Но там веками этим занимаются, имеют проверенную технологию, сами готовят лак.

У меня скрипки больше для учеников. Хотя один музыкант из областной филармонии сказал, что можно использовать для концертов оркестра.

Идеальная скрипка - это тяжело. Внутри должна быть гладкая, хорошо зачищенная, отшлифованная, чтобы нигде не вихрились потоки воздуха. Тогда будет выходить чистый звук. Склеенные детали должны прилегать плотно друг к другу. Под конец скребу стеклом или металлической заточкой сотые миллиметра, чтобы добиться нужной толщины.

Наношу кисточкой специальный раствор против грибка. Туда добавляю краску из железы морской каракатицы, чтобы покрасилось дерево. Пальцем или мочалкой стираю пропитку с краской. Когда высохнет, шлифую легкой наждачной бумагой. Нагреваю лак до 60 градусов. Дважды покрываю им изделие против волокон. Когда высохнет, шлифую для блеска.

Размеры и звук скрипки зависят от породы дерева. Делаю из 200-летней ели. Итальянские мастера брали северную или горную европейскую ель - там волокна плотные. Также на разные детали используют бук, граб, клен, грушу-дичок. Благодаря сочетанию разных пород деревьев скрипка становится более благозвучная.

Павел Брижатый родился на Винниччине. В Хацьки попал по распределению из университета. Работал учителем географии и биологии в школе. Два срока избирался сельским головой.

- Мой отец был чудак, - добавляет мужчина. - Имею тетрадь, куда он записывал народные перлы, фольклор. Был мастер на все руки - сам построил хату. Не хотел работать на советскую власть, имел свою строительную бригаду. Зарабатывали на шабашках. Специалистов тогда было мало, потому что всех выбила советская власть. Я у него научился строить. Возвел хату сестре и себе.

Из хозяйства Павел Якимович имеет двух котов. Живет сам. На 10 лет младшая жена выехала в Финляндию, работает гувернанткой. Имеют дочку и троих сыновей.

Сейчас вы читаете новость «"Специалистов было мало, потому что всех выбила советская власть"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі