четверг, 27 марта 2008 17:00

Бийма живет на пенсию матери

Автор: фото: Наталия ЧУБЕНКО
  30 января 2007 года Олегу Бийме сообщили, что он освобожден от должности гендиректора ”Укртелефильма”
30 января 2007 года Олегу Бийме сообщили, что он освобожден от должности гендиректора ”Укртелефильма”

Режиссер Олег Бийма, 58 лет, в столичном кафе "Купидон" заказывает кофе и коньяк с лимоном.

— Больше года хожу на штурм Кабмина, секретариата, — рассказывает, пригубливая коньяк. — Воюем с председателем Госкомтелерадио миллиардером Эдуардом Прутником.

Говорит, Прутник хочет ликвидировать студию телефильмов, гендиректором которой до недавнего времени был Бийма.

— Студия расположена на берегу Русановского пролива, райский уголок, — уточняет. — Начались всевозможные проверки: КРУ, Глав КРУ, налоговая. Студия была на подъеме, делали по 50–60 фильмов в год. Эта борьба довела меня до больницы: начала отниматься рука, нужно было оперировать.

В день операции, 30 января 2007-го, Бийме сообщили об увольнении.

— А в августе появилась "бригада" — работники милиции, судебный исполнитель, чиновники Гостелерадио и 20 молодых парней, будто из юридической академии. Выбили двери, на сейфах болгарками вырезали замки. Оператора, который пытался это снять, едва не сбросили с лестницы.

"Укртелефильм" стал государственным специализированным предприятием.

— ДСП, дре ве сно-стружечная пли та, — иронизирует. — Чем они специализированы — загадка. Уничтожены видеомонтажные, звуковые, тонирующие ателье. За год не сняли ни одного фильма. Коллектив выкинули за ворота.

Спрашиваю Олега Ивановича, на что живет.

— У меня е сть мама, которая пенсию получает. Я много сделал фильмов и какие-то средства, конечно, под подушку положил, — поправляет очки. — Когда-то режиссеру Сергею Данченко понравились мои сериалы "Ловушка" и "Преступление со многими неизвестными". Богдан Ступка рассказывал, что Данченко все допытывался: "Откуда тот Бийма?" Почему-то считал, что я родом из Галичины, из какого-то глухого села или с гор.

Вспоминает, как в начале сентября 1965-го попал на премьеру "Теней забытых предков" Сергея Параджанова в кинотеатре "Украина".

— Все билеты раскупили. Мне, десятикласснику, достались наихудшие места — в первых рядах. Вышел Иван Дзюба и сказал, что в Украине начались массовые аресты. Назвал фамилии. Что тут началось! — гвалт, крик, сексоты засуетились. Дзюбу какие-то неизвестные потащили со сцены...

Ступка кричал: "Бросаю все и еду в Киев!" Я отвечал: "Едь!"

Добавляет, что вышел на сцену Василий Стус.

— "Товарищи, — именно так сказал Стус, — товарищи, не дадим повториться 37-му году!" На весь зал включили сирену. Он пытается перекричать ее, а гэбисты тянут его со сцены. У Стуса тогда пошла горлом кровь. Обыватели начали топать ногами: "Уберите провокаторов!"

С Параджановым потом познакомился?

— И с Иваном Мыколайчуком, — добавляет. — Но близкого общения не было. У меня глупая привычка: не работать со звездами. Я их боялся. Первые съемки с Богданом Ступкой в фильме "Грех" были каторгой, — заказывает еще 50 граммов коньяка. — У меня портилось настроение за несколько дней до его появления. Ступка часто кричал: "Бросаю все и еду в Киев!" Я отвечал: "Едь!" А уже в фильме "Ловушка" было райское взаимопонимание. Ступка водил меня ночью по своим львовским друзьям. На третий день я сказал: "Богдан Сильвестрович! Вот тебе билет — и едь домой, потому что я не выдержу".

Расспрашиваю об эротике в его фильмах.

— Наталия Егорова в фильме "Хочу сделать признание" должна была раздеваться. Чтобы не делать ажиотажа, между съемками раздевалась и ложилась загорать. Чтобы в интимной сцене не было напряженности, я раздевался сам и купался с обнаженными актрисами, — пробует лимон. — Профессия вынуждала куда-то бежать, в кого-то влюбляться. Но не жениться. У меня плохой характер. Я только кажусь пушистым.

Живешь с мамой?

— Да, возле Дома кино. Старый дом, разбомбленный в войну и отстроенный пленными немцами. Я там родился. Когда был ребенком, мне снился сон, как будто приходят гости на день рождения. Им подниматься, а лифта нет и лестница без перил. Мать, Нина Дмитриевна, рассказала потом, что когда была беременная мной, ходила по лестнице без перил... Ей пророчили потрясающе е будущее. Считали, что у нее голос, как у Оксаны Петрусенко. Мама дважды училась в консерватории: во время эвакуации в Свердловске, потом в Киеве. Но не окончила, потому что муж-офицер считал, что она должна мотаться с ним по местам службы.

А ты поешь?

— На семейные праздники играю на фортепиано, а мама поет. Кстати, сегодня ее день рождения.

Вспоминает, как с друзьями праздновал в ресторанчике " Кукушка" окончание 1-го курса.

— Сел за рояль. От какой-то заведующей овощной базы пошли заказы. Приобщились другие. Однокурсники говорят: "По пятерке!" Когда закончил, смотрю — куча скомканных пятерок на рояле. Меня это напугало, подумал: "Боже, до чего ж я дожил!" Не взял ничего, убежал. Однокурсники забрали те деньги, и на следующий день мы их пропили.

1949, 19 апреля — Олег Бийма родился в Киеве в семье военнослужащего и певицы
1966 — поступил в Киевский университет на иностранную филологию
1972 — окончил Киевский театральный институт
1988 — снял фильм "Голубая роза"
1993 — ленты "Ловушка" и "Преступление со многими неизвестными"
1996 — снял многосерийный фильм "Остров любви"; получил Шевченковскую премию
2000 — возглавил "Укртелефильм"
2007, январь — освободили от должности

Сейчас вы читаете новость «Бийма живет на пенсию матери». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі