суббота, 25 февраля 2023 16:30

За 10 дней пикап спас жизнь 18 бойцам: как и почему волонтеры гонят авто на фронт

Волонтерская команда в составе киевлян Артема Мандзюка, супругов Александра и Юлии Хожай и львовянки Оксаны Боднарь обеспечивает нужды военных в надежных проходных автомобилях. "Убитый" транспорт они забирают в ремонт и снова возвращают на фронт. Их "путешествия" на восток часто связаны с рисками.

Нет-нет, да и слышим от некоторых, что государство переложило обеспечение армии на волонтеров. "Так могут говорить только те, кто стоит в стороне от помощи армии. Потому что на самом деле без волонтеров никак, – сказала в интервью "Телеграфу" волонтер из Львова Оксана Боднарь. – Ребята не сидят в тылу. Они постоянно под плотными обстрелами. Их амуниция изнашивается, сгорает. Так же и техника. Чтобы государство снова обеспечило их потребности, на это уходит время. А волонтеры могут помочь сейчас. Государство, прежде всего, закрывает потребность в оружии. Волонтер не может привезти оружие, но он может привезти машину, которая спасет кому-то жизнь, и чей-то сын, муж, отец или брат вернется домой. Разве можно здесь что-то делить или считать?

"Польские пограничники не всегда понимают, почему мы ввозим в Украину так много машин"

Оксана, бывшая владелица туристической фирмы, – одна из тех, кто занимается поставками автомобилей на фронт. Она и киевлянка Юлия Хожай – полноценные водители в составе волонтерской команды, в которую входят муж Юлии Александр и Артур Мандзюк.

Оксана до активной фазы войны занималась туризмом. Вот уже год, как ее фирма закрыта, но сама она продолжает путешествовать. Правда, по одному и тому же маршруту: в Польшу, потом обратно, во Львов, Киев и дальше в более или менее безопасный на сегодняшний день Краматорск.

– За рулем я уже лет восемь, но, если честно, до войны никогда не ездила из Львова в Киев – боялась, – рассказывает Оксана. – Никогда не думала, что смогу самостоятельно преодолеть эти 500 километров, а потом и дальше, в Краматорск. Теперь гоняю даже машины с правосторонним рулем. А однажды пришлось срочно перегнать огромный джип с лафетом. Джип – для медиков, лафет – для транспортировки искалеченных машин с передовой. Это еще тот квест был! Но я сказала себе: "Оксана, соберись, подумай, с какой целью ты это делаешь". И ночью пригнала машину в Киев.

Все не так ужасно, как казалось в начале войны, и все можно сделать. Главное, с какой целью ты это делаешь. А самая главная цель – чтобы наши военные вернулись домой с победой.

До тех пор пока дороги этой четверки не пересеклись, каждый из них занимался волонтерством в составе других объединений: занимались сбором и доставками продуктов, медикаментов, амуниции… Но все старались делать что-то более важное. Поэтому решили заниматься машинами, чтобы не распыляться на все. Так сложилось, что у Оксаны был знакомый украинец, давно живущий за границей и подбирающий там автомобили для ВСУ, а у Артема как раз был заказ на пикап от военных и определенная сумма благотворительных средств. Теперь команда волонтеров активно сотрудничает с зарубежными партнерами, которые подыскивают автомобили на месте, подходящие по состоянию, бюджету и требованиям к задачам, которые они будут выполнять на фронте, варианты. Дальше они пригоняют их к польско-украинской границе. Задание Оксаны – переправить их через контрольно-пропускной пункт.

– В августе-сентябре мы с группой женщин, которые тоже выезжали в Польшу за машинами для военных, неделями мотались туда, – рассказывает моя собеседница. – Выбирались на выходные, переходили через пешую границу, забирали оставленные нам машины на парковке. На это шла обычно целая ночь. А с утра возвращались во Львов. Пару часов отдыхали и собирались на работу, потому что все мы делаем в свободное время работы (я работаю теперь в компании ОККО).

Сейчас реже ездим. В последнее время прохождение границы занимает больше времени. Вынуждены постоянно объяснять полякам, почему так много машин завозится для военных в Украину. Это очень утомительно. Чтоб они сообразили, показываю им настоящие фото обстрелянных, сгоревших и взорванных на минах машин. Машина на фронте – это расходный материал. Дай бог, чтобы она спасла кому-то жизнь. Мы еще соберем деньги, еще купим и привезем.

  Бывшая владелица туристической фирмы Оксана Боднар – одна из тех, кто занимается поставками автомобилей на фронт. Фото из личного архива
Бывшая владелица туристической фирмы Оксана Боднар – одна из тех, кто занимается поставками автомобилей на фронт. Фото из личного архива

Кофе в Бахмуте под свист снарядов

– В нынешней волонтерской миссии для меня лично главным было привезти надежный автомобиль на фронт, увидеть, кому я его передал, пообщаться с бойцами. И очень критично было, чтобы машина не ездила в тылу, не возила здесь чью-то задницу, – говорит 28-летний Артем Мандзюк, сотрудник столичной компании Interkassa.

Кстати, компания Interkassa уже дважды за время полномасштабной войны передала ему более двух миллионов гривен, собранных на благотворительных аукционах. На эти средства были закуплены 10 полноприводных автомобилей с высокой посадкой, как просят бойцы, а также шлемы, форма, обувь.

Редко, но встречаются приятные бонусы. Одна из первых машин, которую волонтерская группа отогнала на фронт, была передана фондом блоггера Александра Куровского. Позже фонд подарил команде еще 2 автомобиля.

– Очень действенными бывают распространения постов о наших потребностях, – продолжает Оксана. – Однажды моя подруга сделала репост сбора на машину в Инстаграме, и ее дальний знакомый, проживающий за границей, связался с Артемом. "Я вижу в вашей ленте много фото и видео отчетов. Вы действительно реально помогаете ВСУ. А я давно искал людей, которым мог бы доверить. Давайте я профинансирую вам одну машину", – предложил мужчина свою помощь.

Благотворительные взносы, если честно, значительно сократились по сравнению с мартом-апрелем, и этому объяснение – усталость общества от войны, инфляция... Но когда Ярослав Жаренов, главный редактор портала "Телеграф", однокурсник Артема Мандзюка, который помогает комнаде, выставляет в соцсетях посты об очередном сборе, поступления резко возрастают. Ибо Ярослав пишет так, что написанное затрагивает души людей. Информационный фронт еще как работает!

Народ активнее донатит во время массированных ракетных атак врага, когда гибнут мирные жители. Тогда у людей возникает отчаяние, и у них возникает желание кому-то помочь. Когда все спокойно, тогда немного теряется чувство, что в стране идет война.

За полгода волонтерская команда, которая не придумала себе название, доставила на фронт более 30 полноприводных джипов. Очень популярны у военных пикапы, поэтому на них так часто объявляются сборы, потому что они могут и довольствие перевозить, и раненых при выходе из оцепления.

– Как-то мы с Александром напросились на боевые позиции одной из бригад, чтобы увидеть, как работают в связке САУ, старлинки и автомобили, которые мы доставляем, – рассказывает Артем. – Ребята позволили нам даже произвести по пять выстрелов. Ну как выстрелов? Они навели дуло на цель, а мы за тросик потащили. Летели оттуда очень быстро, потому что у артиллериста есть 5-6 минут, чтобы изменить позицию. И тогда я очень ясно осознал, что значит фраза "машина спасает жизнь".

В общем, каждая поездка волонтеров на фронт связана с риском для жизни. Артем вспоминает, как он пил кофе в Бахмуте со своим воюющим коллегой под свист снарядов. Один из боеприпасов разорвался в 800 метрах от того места, где они находились. Пару случаев было, что свистевшие снаряды пролетали над головами, попадали в соседний дом…

  Волонтерская команда перегоняет очередной автомобиль на фронт. Фото из личного архива
Волонтерская команда перегоняет очередной автомобиль на фронт. Фото из личного архива

"Ремонт "раненых" автомобилей доверяем только проверенным людям"

– Поэтому, когда перегоняем автомобили на восток, обычно берем только одного дополнительного водителя на случай, когда нужно будет кого-то подменить, – говорит Артем. – Чем меньше народа, тем лучше. И хотя мы останавливаемся в 10-15 километрах от линии разграничения, все равно существует опасность, потому что это район боевых действий. А когда возвращаемся домой на отслуживших не один месяц машинах, то это езда на пороховой бочке. Армейское топливо просто убивает мотор. Следовательно, всегда возим с собой ремкомплект: ключи, домкраты, запасные колеса. В прошлый раз, например, забрали в ремонт машину, работавшую на фронте еще до этой войны. Она постоянно нагревалась, из-за чего приходилось часто останавливаться. К счастью, всегда, когда делаем аварийную остановку, проезжающие мимо водители очень быстро отзываются. Было, задевали на трос и тащили в Киев.

– Но ведь это тысяча километров в одну сторону! Разве нельзя найти СТО поближе к фронту?

– Однажды мы попытались починить машину в Днепре. К сожалению, если ты не можешь контролировать процесс, то что-то вылезет боком – отвечает Артем. – А в Киеве у нас есть проверенная СТО. И Саша Хожай с утра до вечера полностью курирует процесс: всему помогает мастерам, подбирает запчасти, сам становится к работе. Стараемся максимально идеально сделать машину, чтобы она не остановилась где-нибудь в поле. Кстати, ни в одном нашем автомобиле мотор не вышел из строя, хотя некоторые из них уже по полгода отработали. Но им просто необходимо восстановление, потому мы забираем их в Киев. Кое-кто из бойцов сам пригонит машины на СТО.

Иногда меня спрашивают, зачем мы вообще занимаемся ремонтом, если можно купить новый автомобиль. А здесь простая математика, Пикап стоит в среднем 7 тысяч долларов. Качественно отремонтировать его обходится в полторы тысячи долларов. Говорю, давайте семеро скинемся по тысяче долларов и купим новое. "Да нет, у меня свои проблемы", – как правило, слышу в ответ. Вот и весь разговор.

– Практически каждая машина пережила кучу обстрелов. У той переднее стекло вылетело, у той колеса повреждены, у другой – кузов… Но после ремонтов они продолжают выполнять свои задачи, – добавляет Оксана. – Наибольшую ценность представляет тот автомобиль, который больше всего помог ребятам. Были такие, которые стоили по 2,5-3 тысячи долларов, но отрабатывали просто идеально. Ибо были надежны. В общем, все переданные нами машины, за исключением уничтоженных, работают.

Кроме машин, команда без названия везет на фронт зарядные устройства, генераторы, старлинки, дроны, спальники, карематы, иногда вкусности... Помощь от нее получили 54-я, 72-я, 79-я, 93-я бригады, Луганский пограничный отряд, украино-грузинский легион, спецподразделение Kraken. В скором времени поступит техническое пополнение от нее в 10-ю, 30-ю, 47-ю бригады. Интересно, что недавно ребята из 72-й попросили помочь бойцам из 30-й, потому что те ездят на "Жигулях". Одно знакомство выводит на другое, и появляются все новые заказы.

– Конечно, нам все труднее закрывать собрание. Конечно, хотелось бы, чтобы помощь населения была более масштабной, – заключила Оксана Боднар. – Хотелось бы, чтобы люди не забывали, особенно в мирных городах, что на востоке каждый день очень много раненых и погибших в результате войны, и эти цифры только увеличиваются. Однако я не вправе кого-нибудь осуждать. Помогать или нет армии своей страны во время войны – это личная ответственность каждого. Но каждый должен себе понять, что он может мирно жить благодаря стоящим в окопах. Не имеем права забывать об этом, потому что цена очень высока. Мы не можем расслабляться.

Реквизиты Артура Мандзяка

Банка Моно: https://send.monobank.ua/jar/8NpNKgW9tv

Приват: 5375 4112 0269 5644

PayPal: [email protected]

Реквизиты Оксаны Боднар

Банка Моно: https://send.monobank.ua/jar/AbjauYUQj

Приват: 5363 5420 1037 2390

PayPal: [email protected]

Сейчас вы читаете новость «За 10 дней пикап спас жизнь 18 бойцам: как и почему волонтеры гонят авто на фронт». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі