среда, 02 сентября 2015 14:16

Анатолий Новак: "Антикоррупционному бюро придется иметь дело с богатыми и влиятельными людьми"

 

В свои 37 лет нынешний заместитель директора Национального антикоррупционного бюро Анатолий Новак имеет за плечами 12 лет службы в элитном спецподразделении СБУ "Альфа", сотни специальных заданий по захвату и задержке преступников. Последний год в качестве помощника председателя Антитеррористического центра Василия Грицака провел в зоне АТО. Получил три высших образования - экономика, право и психология, кандидат экономических наук. Возглавляет Киевское отделение Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора "Альфа". Сейчас перед боевым офицером-спецназовцем стоит задача сформировать и наладить работу спецподразделения НАБ, которое вместе с детективами бюро уже осенью начнет заниматься выявлением и задержанием чиновников, подозреваемых в коррупции. О принципах и трудностях отбора кадров в Антикоррупционного бюро, личный управленческий и боевой опыт он рассказал в интервью нашему журналисту.

Как офицер "Альфы" стал заместителем директора НАБ?

С июля 2014 по май 2015 года я находился в зоне АТО. Собственно, весной я только слышал, что создается такая новая перспективная структура, но, честно говоря, даже не думал о том, чтобы попробовать свои силы в новом направлении. Мне посоветовали просто сходить на собеседование, где я и познакомился с нынешним директором Национального антикоррупционного бюро Артемом Сытником. С ним быстро нашли общий язык. Длительное время проработав в "Альфе", кроме опыта спецназовца, я получил еще и значительный управленческий опыт. Считаю себя достаточно опытным человеком в вопросах безопасности, поэтому принял предложение поработать в Антикоррупционном бюро. Моей первоочередной задачей было создание спецподразделения в структуре НАБ. Впоследствии спектр задач значительно расширился - кроме создания Управления специальных операций я также заниматься созданием и руководством не менее важным оперативно-техническим управлением.

Антикоррупционное бюро уже объявило о результатах первого набора детективов. Как вы оцениваете качество кадров, которые удалось привлечь?

Был объявлен конкурсный отбор на 100 должностей детективов. Он включает в себя сразу несколько этапов различных тестов: на знание законодательства, логику, психологическое исследование, а также собеседование и специальную проверку кандидатов. По его результатам были отобраны 70 сотрудников из более 2 тыс. 700 кандидатур, которые подали документы. Прежде всего, желание работать в НАБУ высказали бывшие следователи прокуратуры и милиции, довольно значительную часть также составляют профессиональные юристы, которые не имели опыта работы в правоохранительных органах.

В целом мы довольны качеством кадров, но, конечно же, отбор кандидатов на различные должности в Антикоррупционном бюро еще будет продолжаться. К примеру, сейчас стоит вопрос набора спецназовцев, а также работников оперативно-технического отдела, все они будут работать в тесной связи с детективами.

Какое количество спецназовцев будет в НАБ? Что будет входить в их обязанности и есть ли большая необходимость в существовании такого спецподразделения?

Согласно штатному расписанию Антикоррупционного бюро, Управление специальных операций будет состоять из четырех отделов: 1 и 2 отдела быстрого реагирования, отдела специальной профессиональной подготовки и информационно-аналитического отдела.

Бесспорно, необходимость в существовании отдельного спецподразделения в НАБУ есть, и она вызвана уровнем подследственности. Антикоррупционное бюро будет заниматься выявлением и задержанием высокопоставленных чиновников -коррупционеров. Спецподразделение НАБ будет состоять из специалистов высокого уровня подготовки и профессионализма, они будут иметь оружие, их главные задачи - охранять детективов во время операций и выполнять при необходимости функции по задержанию подозреваемых. Если, например, группа детективов придет в офис чиновника условного "Нафтогаза" проводить следственно-оперативные мероприятия, а там встретится с неким "боевым подразделением" с непонятным названием (как это у нас часто происходит), которое будет мешать выполнению задачи, то наши спецназовцы должны предоставить детективам возможность выполнить свои функциональные обязанности.

Уже начались тестирования спецназовцев на знание законодательства, физическую готовность, проводим собеседования, для того чтобы сформировать руководящий состав. Нашли базу для тренировок, также занимаемся вопросом получения оружия и боеприпасов от Минобороны.

Кто может претендовать на работу в этом спецподразделении?

К конкурсу будут допущены все желающие с высшим образованием. Конечно же, приоритет будет предоставляться ребятам с отличной физической подготовкой, кандидатам и мастерам спорта по рукопашному бою и боевому самбо.

Я долгое время работал в так называемом "абордажном" подразделе "Альфы", которое занимается освобождением заложников, штурмом захваченных зданий, транспорта и т.д., и прекрасно понимаю, что на формирование боевого офицера-спецназовца, получение им широкого комплекса необходимых профессиональных навыков нужно около 5 лет. С другой стороны, я понимаю, что времени на обучение у нас нет, поэтому требования к претендентам очень серьезные. У меня такая ​​позиция: если человек не соответствует критериям, лучше без него, чем взять того, кто будет тормозить развитие подразделения.

Соответственно, есть и свои сложности по набору кадров. Если на конкурсе детективов было по 40 человек на вакантную должность, то, например, когда мы впервые открыли вакансию начальника управления УСО, получили всего 3 человека на место.

Та же ситуация складывается и по отбору специалистов в оперативно-техническое управление. Это те люди, которые будут "слушать" и "следить" за коррупционерами, в том числе, с помощью новых технологий. Сейчас выставлено 17 вакансий, получено 180 заявок, и 3 \ 4 из претендентов не имели никакого отношения к работе по такому профилю. А это крайне сложная и узкоспециализированная работа, поэтому надо выбирать наиболее профессиональных кандидатов. Но в любом случае мы должны этот путь пройти, потому что перед нами стоят сложные и серьезные задачи.

Также хочу обратить внимание на уровень заработной платы оперативного состава УСО и ОТУ. Если зарплаты руководителей этих подразделений определены законом о Национальном антикоррупционном бюро, то денежное обеспечение их подчиненных пока остается на уровне аналогичных подразделений действующих правоохранительных структур.

То есть вас не устраивает уровень предлагаемой оплаты труда спецназовцев в НАБ?

Все знают, что в НАБ и у детективов, и у руководящего состава заработные платы достаточно большие, они четко определены законом. Но я убежден, что не может быть огромного разрыва в зарплатах наших работников, поскольку создастся значительный дисбаланс. Для меня это принципиальный вопрос. Невозможно эффективно управлять людьми, которые зарабатывают значительно меньше, но выполняют при этом тяжелую и рискованную работу. Как могут вместе идти на операцию детектив, который со всеми надбавками будет получать около 35 тысяч гривен, и спецназовец, который может реально рисковать жизнью, но при этом получать, например, 9 тысяч? Система должна быть уравновешена.

Впрочем, эта проблема касается не только спецподразделения. То же можно сказать, например, о размерах зарплат работников юридического отдела. Достойная зарплата является важным фактором эффективности НАБУ, как качественно новой структуры.

Поэтому мы ждем изменений в закон о Национальном антикоррупционном бюро, чтобы рядовым работникам повысили зарплату. И я думаю, что этот вопрос будет решен положительно. Нам сейчас существенно помогают, чтобы внести соответствующие изменения в закон, в частности, в этом процессе активно участвует народный депутат Егор Соболев.

Когда заработает спецподразделение НАБУ?

Это подразделение может начать применяться, когда начнут свою работу детективы. Но старт деятельности детективов в свою очередь зависит от скорости назначения антикоррупционного прокурора, которого должна избрать конкурсная комиссия из представителей Генпрокуратуры и парламента. В любом случае, для эффективной боевой работы офицеры подразделения УСО должны пройти специальное профессиональное обучение и боевое слаживание.

Вам будут помогать другие силовые структуры?

Сотрудничество с другими силовиками также определено законом. Уже подписаны общие приказы СБУ по взаимодействию с оперативно-техническими подразделениями, в частности, ДОД - департамента оперативного документирования, ДОТМ - оперативно-технических мероприятий, и ЦСО "А" СБУ – "Альфой". Они являются нашими помощниками, пока мы окончательно не сформируем собственную структуру. В первую очередь, это касается оперативно-технического управления, поскольку там предусмотрены значительные материально-технические затраты, процесс постановки на "режим" объектов, где будет находиться спецтехника и т.д.

Так же налаживается сотрудничество с различными правоохранительными структурами, уже подписан ряд соответствующих договоров. Детектив сочетает обязанности оперативного сотрудника и следователя, и у нас есть все возможные законные доступы к информации правоохранительных и не только структур. Также мы планируем построить собственную IT-структуру, которая будет помогать нашему взаимодействию и обмену информацией с другими ведомствами.

Какие у руководства Антикоррупционного бюро сложились отношения с Советом общественного контроля при НАБУ?

Считаю, что с Советом общественного контроля у нас наладилась тесное и плодотворное сотрудничество. Журналисты и общественные активисты, которых выбрали в этот совет, достаточно образованные и умные личности, и это держит нас в определенном тонусе. Каждый день общаемся с ними, совместно набираем сотрудников, их представители присутствуют на собеседованиях с утра до вечера. В общем, они очень активно включились в работу.

Возвращаясь к периоду вашей жизни до Антикоррупционного бюро. Вы упоминали о своем участии в боевых действиях на Востоке ...

В зону проведения АТО первый раз поехал в начале июля прошлого года, в качестве помощника первого заместителя председателя СБУ- руководителя Антитеррористического центра.

Генерал-полковник Грицак - человек очень смелый и работоспособный, он - профессионал своего дела. Не было дня, чтобы мы не выезжали на передовую с различными задачами: от Станично-Луганского до Дебальцево, от Мариуполя до Песок. За это время в зоне антитеррористической операции вместе намотали больше 30 тысяч километров. Там неоднократно привлекался к проведению различных специальных мероприятий, участвовал в обмене пленными.

Несмотря на специфику работы, в мирное время мы не имели такого боевого опыта. Во время спецопераций "Альфы" в нас вообще практически никогда не стреляли, и нас всегда настраивали на то, что задержание преступника должно происходить вообще без выстрелов. Война дает совсем другой опыт. Я считаю себя стрессоустойчивым человеком, но там ты видишь много смертей, которых не должно быть, смерть страшна в своем физическом виде, поэтому прекрасно понимаю, как потом себя чувствуют солдаты, возвращаясь с фронта.

Помню случай, когда прошлым летом надо было перекрыть врага неподалеку от Луганска, выбить с границы, туда пошло бронетанковое подразделение, а через минут 30 пришло сообщение, что их накрыли "Грады" с российской стороны. Мы ездили забирать этих детей - им было по 21-25 лет, худые и маленькие ... Не вернулось более 30 солдат, подразделение было полностью разбито, даже автоматы плавились внутри машин, а что уже говорить о том, что осталось от них самих ...

Такие вещи влияют на человека, соответственно, потом могут быть и последствия, по возвращению к мирной жизни. К примеру, кто-то начинает обвинять тех, кто не пошел воевать, или не хочет платить за кофе... У меня по этому поводу собственная позиция. Я там был на работе. Это мой профессиональный долг боевого офицера. Да, это почетно, но думаю, что настоящие почести надо отдать тем, кого уже с нами нет, кто не вернулся домой. Если ты здоровый, нормальный, живой - то у тебя все в порядке. Что рассказывать о героических поступках? Герои остались там, они отдали свою жизнь, чтобы другие могли мирно жить.

Тогда армия вообще было немобильной и малоуправляемой, не имела нормальной связи. Первые полгода на передовой нельзя было найти двух одинаково одетых солдат. Сейчас можно увидеть, какие изменения произошли. Появилась техника и оружие, построена нормальная линия обороны ...

Вы защитили кандидатскую работу. Зачем спецназовцу из "Альфы" научная степень?

Я родился и вырос в маленьком селе на Ривненщине. Тогда, в советские времена в детях формировалась простая идея: ты должен мечтать стать космонавтом, а станешь трактористом. Но моя личная жажда к знаниям всегда была очень сильной. Однажды, когда мне было лет 15, школьный учитель мне сказал: "Во сколько ты ложишься спать - В 10 - А встаешь? В 8. - Если бы ты последние 10 лет просыпался на час раньше, и этот час тратил на обучение, то в 15 лет уже освоил бы знания на уровне института". Мне эти слова очень запомнились. Именно с тех пор всегда стремился получать образование, чем, собственно, и занимался.

Вообще, считаю, что человек в 30 лет уже должно в чем-то хорошо разбираться и быть специалистом в своем деле. Вы должны им быть! Если не для себя, то для своих родных, друзей и своей страны.

Чем вы занимаетесь в качестве руководителя отделения Ассоциации ветеранов "Альфы"?

Это общественная работа. Основная задача - поддержка семей погибших товарищей, помощь сотрудникам, которые получили ранения или другие повреждения при исполнении служебных обязанностей. Но также работаем в направлении помощи подрастающему поколению. Мы подписали соглашения с федерациями рукопашного боя, самбо и т.д., проводим соревнования по различным видам спорта, начали целый ряд программ поддержки детей-спортсменов, спортинтернатов и детских домов. Одна из наших программ называется "Стипендиат". Ее суть заключается в предоставлении стипендий учащимся, преимущественно из сельских школ и школ-интернатов, которые имеют тягу к знаниям и занятия спортом. Сейчас более 300 детей получают постоянную денежную помощь. Также мы создали программу "Старые компьютеры с новыми возможностями". Обращаемся к политикам и предпринимателям с просьбой предоставить подержанную компьютерную технику для школ. Это уже дало определенный результат, на сегодняшний день оборудовано14 компьютерных классов. Также реализуем программу "Спорт в каждую школу" - обеспечиваем школы спортивным инвентарем. В моей родной школе, например, сейчас 3 раза в неделю тренер учит детей греко-римской борьбе. Думаю, через десять лет, по крайней мере, половина из них достигнет уровня кандидата в мастера спорта.

Кстати, если вернуться к борьбе с коррупцией в стране, то я убежден, что ключевым моментом этого процесса является образование. И оно не менее важно, чем деятельность Антикоррупционного бюро. Если не изменится сила и потенциал той коррупции, которая существует сейчас в стране, то мы можем бороться с ней еще очень долго. Если же в Украине будут расти образованные люди, уровень коррупции и восприятие ее в обществе существенно снизится.

Как вы лично считаете, у Антикоррупционного бюро хватит влияния и сил, чтобы стать эффективным инструментом преодоления коррупции?

Я прекрасно понимаю, с чем придется иметь дело. Нам придется судиться с лучшими адвокатами и иметь дело с богатыми и влиятельными людьми. Поэтому нет сомнений, что разработка и доведение до логического завершения уголовных дел будет достаточно сложной задачей. Но для этого и создавалась полностью новая структура.

Систему коррупции в нашей стране расколоть будет непросто. Но, думаю, когда будут первые приговоры судов по уголовным коррупционным делам, которые расследовали наши детективы, а виновные будут наказаны - мы разломаем этот коррупционный монолит в государстве и покажем неотвратимость наказания за преступление. И тогда начнется новый этап развития украинского общества.

Считаю, что одна из наших задач, кроме, собственно обезвреживания коррупционеров в высших эшелонах власти, это сформировать новую мораль - неприятие коррупции, как инструмента. Тогда борьба с ней будет действительно эффективной.

 
 
 
Сейчас вы читаете новость «Анатолий Новак: "Антикоррупционному бюро придется иметь дело с богатыми и влиятельными людьми"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи