понедельник, 16 апреля 2018 14:11

Почему энергетические активы Киева могут оказаться не интересны иностранным инвесторам

Почему энергетические активы Киева могут оказаться не интересны иностранным инвесторам
Для Киева привлечения иностранного инвестора - идеальное решение проблемы управления теплосетями. Фото: espreso.tv

26 апреля истекает договор аренды киевских теплосетей и ТЭЦ столичной энергокомпанией "Киевэнерго". Киевская мэрия уже определились с будущим теплоэнергетического комплекса – он будет возвращен в муниципальное пользование с последующей передачей в управление другому оператору на конкурсной основе. Однако поиск нового инвестора может сильно затянуться, если город не сумеет оформить цивилизованный развод с бывшим арендатором, который имеет право на возврат так называемых неотъемлемых инвестиций. Зафиксированная в судебном решении сумма такой компенсации закроет все вопросы и снимет клеймо токсичности с киевских тепло- и энергосетей.

Договор между КМДА и компанией "Киевэнерго" на управление тепловыми сетями города был заключен почти 17 лет назад и минувшей осенью должен был закончиться. Однако летом прошлого года Киевсовет принял решение продлить этот договор, оставив его в силе до 26 апреля текущего года, чтобы не менять энергопоставщика во время отопительного сезона. Возможный разрыв отношений с "Киевэнерго" рассматривается городскими властями не первый год, как, собственно, и дальнейшая судьба столичных ТЭЦ и теплосетей. Еще два года назад Геннадий Плис, занимавший тогда пост первого заместителя главы КГГА, говорил, что мэрия уже "занимаемся поиском нового инвестора, который будет работать по новому соглашению".

От этих планов столичная власть (по крайней мере, на словах) не отказывалась. В официальном ответе на запрос депутата ВР Мустафы Найема летом прошлого года КГГА сообщала, что, во-первых, Киевская городская администрация приняла окончательное решение вернуть теплоэнергетический комплекс в муниципальное пользование городом и последующей передачей теплосетей другому оператору на конкурсной основе. Во-вторых, уже проводятся консультации о дальнейшем управлении теплосетями с двумя операторами управления энергетическими объектами - Fortum Corporation (Финляндия) и Veolia Environnement (Франция).

Для города привлечение иностранного инвестора – идеальное решение проблемы. По некоторым оценкам, износ сетей составляет 70%, для их реанимации необходимы колоссальные средства, которые для столичного бюджета будут очень болезненны. В то же время солидный иностранный инвестор, как минимум, имеет возможность привлекать капитал на международных рынках на более выгодных условиях, нежели могут предоставить отечественные банки.

Правда, пока события развиваются по иному сценарию – город готовится перевести активы от "Киевэнерго" на баланс новосозданного коммунального предприятия "Киевтеплоэнерго". Об этом свидетельствует решение Киевсовета от 22 марта, согласно которому уставной капитал КП "Киевтеплоэнерго" должен быть увеличен на 1,2 млрд грн. Всего в течение года по такому сценарию бюджет города должен потратить на коммунального оператора ТЭЦ и тепловых сетей около 7,4 млрд грн. Хотя, как продолжает заверять мэр, такая передача состоится при условии дальнейшего привлечения иностранного инвестора.

Оставим за скобками целесообразность передачи энергетических активов столицы на баланс КП "Киевтеплоэнерго" - государственные и коммунальные предприятия традиционно является зоной повышенной коррупционной опасности. Тем более, что в данном случае речь идет о довольно внушительной сумме, которую придется освоить "Киевтеплоэнерго". Главный вопрос - интересно ли будет потенциальным инвесторам предложение Киева?

Для того, чтобы действительно заинтересовать иностранцев, столичные власти должны выполнить ряд ключевых условий. Будущим инвесторам должны быть предложены стабильные правила игры. Для этого инвестиционные программы должны утверждаться не на 1-2 года, как это происходит сейчас, а, как минимум, на 10-15 лет. Тогда инвестор получит возможность вернуть вложенные инвестиции. Хотя некоторые эксперты говорят, что и в этом случае найти инвестора будет нелегко. "Инвестор задает простой вопрос: я готов инвестировать сколько угодно, но вот я дал рубль, когда он мне вернется? К сожалению, на сегодняшний день вся система дотационная. Грубо говоря, инвестору нужно честно сказать, что инвестированный им доллар, фунт или евро не вернется никогда. Не говоря уже о прибыли. Как вы понимаете, найти инвестора, готового просто ежегодно из своего кармана дотировать нашу систему отопления, принципиально невозможно. А вот иностранных компаний, готовых прийти к нам просто управлять, хватает", - считает вице-президент Международной ассоциации термоэнергетических компаний, заместитель председателя Государственного координационного совета по поддержанию и развитию промышленной и муниципальной энергетики Александр Сигал.

Впрочем, то, на каких условиях город сможет привлечь иностранного инвестора, будет оставаться второстепенным вопросом, пока не будет решен главный – цивилизованный развод с нынешним арендатором. Почему это критически важно? – любые нерешенные имущественные вопросы резко снижают инвестиционную привлекательность объекта. А в данном случае, вообще могут свести ее к нулю. Суть имущественного вопроса – возврат неотъемлемых инвестиций. Если, управляя тепловым блоком "Киевэнерго", компания ДТЭК инвестировала средства в модернизацию сетей, то при расторжении договора, согласно украинскому законодательству, компания имеет право требовать возмещения. "Тепловые сети принадлежат городу и всегда принадлежали. По нашим законам, если ты существенно улучшил арендованное имущество, ты имеешь право требовать компенсацию. За те 10 или 15 лет, пока они (ДТЭК, - ред.) управляли сетями, они действительно инвестировали. В том числе привлеченные средства. Наверное, они вправе требовать компенсацию. Вопрос: что, сколько", - поясняет руководитель отдела исследований Concorde Capital Александр Паращий.

Ответы на эти вопросы могут дать судебные инстанции. По крайней мере, такой сценарий активно обсуждается в кулуарах Киевсовета. Судебный вариант установления размера неотъемлемых инвестиций – на сегодняшний день остается оптимальным по нескольким причинам. Во-первых, сами чиновники не хотят брать на себя ответственность самостоятельно определять размер компенсации, дабы не быть обвиненными оппозицией в "сговоре с олигархами". К тому же, в этом случае существует опасность подачи исков третьей стороной, что может нивелировать договоренности города и арендатора. Во-вторых, судебное урегулирование имущественных вопросов открывает возможность для более предметных переговоров с профильными иностранными инвесторами (для осознания важности этого фактора достаточно вспомнить неудачную приватизацию Одесского припортового завода). Ну и, наконец, в-третьих, без цивилизованного развода с "Киевэнерго", который возможен только в судебном порядке, говорить о стабильном теплоснабжении для киевлян просто не приходится. А именно это, на фоне апокалиптических прогнозов экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко и других экспертов, волнует жителей столицы больше всего.

Сейчас вы читаете новость «Почему энергетические активы Киева могут оказаться не интересны иностранным инвесторам». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі