среда, 17 апреля 2013 17:21

Считалось, что кукла-мотанка ночью оживала и могла навредить ребенку

Автор: Фото: Елена Чебанюк
  Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины показывает, как в ее детстве за считанные секунды делали куклу-мотанку. Купленные игрушки у крестьянских детей в Украине массово начали появляться в 1950–1960-х
Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины показывает, как в ее детстве за считанные секунды делали куклу-мотанку. Купленные игрушки у крестьянских детей в Украине массово начали появляться в 1950–1960-х

"Первую куклу мне смастерила мама из двух лоскутов старой рубашки, — вспоминала детство 73-летняя Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины. — Из одного сделала головку и тельце куклы, а во второй завернула, как в пеленку. А затем мы сами себе куклы мотали. Только тогда и лоскутов не было. Бывало, снимешь платок с головы, намотаешь себе такую куклу, играешься с ней, припеваешь".

— А мне мама первую куклу пошили, — добавлялат ее соседка Татьяна Власенко, 83 года. — Сделали такой мешочек — так головка, ручки, набили его песком. Платочек на голову той кукле нацепили. Я ее и сейчас помню. Звали ее Катя. Я с ней долго игралась. Кукла уже была и грязная, и порвалась, и песок высыпается, а я подошью, подштопаю, потому что очень уж ее любила.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Куклы в пражском музее игрушек одеты в платья от Диора и Версачи

Полотняные куклы, которыми еще несколько десятков лет тому забавлялись сельские девочки, набивали также шерстью, опилками, пеплом. Изготовляли их из пряжи, бумаги, кожи, глины, соломы, травы, ветвей и корней деревьев.

— А мы себе из цветов мальвы и тыквы делали "барышень", — вспоминает детство третья соседка Татьяна Павленкова, 87 лет. — На ножку наденешь бутон, сам цветок перевернешь — выходит, как платьице вот такое пышное. Наделаешь их себе красных и белых, розовых и желтых. Это — мама, это — я, это — сестра.

Когда-то говорили: если женщина в детстве любила забавляться куклами, то взрослой будет рожать преимущественно девочек. А если дети в семье слишком увлеклись игрой с куклами, предсказывали, что в семье скоро появится еще ребенок.

Народными куклам -мотанкам не делали лицо. Вместо него рисовали или вышивали крест. Потому что куклу воспринимали как живое существо, так как боялись, что нос, рот и глаза ее наделят душой и сделают дублером живого человека. Рассказывали, что кукла ночью оживала и могла навредить здоровью ребенка. Потому в старину ее не клали в детскую кроватку или колыбель.

Идея перевоплощения куклы в живого человека достигает времен, когда появились мифы о создании первых людей из глины или земли. Потому куклы из воска или хлебного мякиша как копию живого человека использовали в магии. Этнограф Владимир Гнатюк в 1919 году писал, что у гуцулов, которые живут над Белым Черемошем, сохранился обычай делать фигурки "наподобие того лица, к которому чуют злобу и ненависть". Такую фигурку прокалывали терновым шипом, бросали в огонь и говорили заклинания. Или в каждую часть куклы набивали гвозди, иглы, колки и тайком закапывали ее под домашний порог того "человека, который представляет фигурку". Гнатюк говорит, что в средневековье часто сжигали ведьм, которые колдовали с помощью кукол.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самыми ценными елочными игрушками на выставке в Киеве стали герои сказок

Использовали куклы также с врачебной целью и как оберег. Изготовляли специальные куклы, которые брали на себя болезнь, сглаз и другие беды. Например, если ребенок болел, из его одежды делали куклу-мотанку, закапывали ее в землю, хороня вместе с ней и болезнь. А чтобы младенца не мучили "крикливцы" (ночной плач) на Холмщине делали из ткани девять кукол. Размещали их в колыбели вокруг ребенка и шептали заговоры:

— Маруды-марудыськи, идите на псов и там себе играйте, забавляйте, а моему ребенку спать не мешайте!

Во время обрядов Купала, Русалок, Масляной, Маковея, что сохранились с языческих времен, делали куклы, которые были воплощением этих праздников. Такую обрядовую игрушку одевали в рубашку, плахту или мужские штаны и вывешивали на деревце. По окончании праздника ее топили или жгли — провожали в тот мир, откуда она пришла.

Народная кукла в настоящее время стоит от 100 долларов

— Какой будет кукла, бывает, обдумываю месяц, — рассказывала художница Людмила Тесленко-Пономаренко, 38 лет. — Для каждой шью свой костюм, делаю украшения. Все мои куклы разные, нет двух одинаковых. Все имеют свой характер и свою душу. Иногда не могу их продать, даже за приличные деньги. Тогда кукла остается жить у меня дома или в мастерской.

Авторские куклы современных мастеров в народном стиле в настоящее время стоят от $100.

Сейчас вы читаете новость «Считалось, что кукла-мотанка ночью оживала и могла навредить ребенку». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі