среда, 29 апреля 2015 16:30

"Какое женское лицо Второй мировой войны?" - в Киеве презентовали сборник исследований
8

Фото: Фотографии предоставлены Алиной Плехановой

В рамках фестиваля "Книжный Арсенал" 25 апреля состоялась презентация сборника "Женщины Центральной и Восточной Европы во Второй мировой войне: гендерная специфика опыта во времена экстремального насилия".

По словам Екатерины Кобченко, кандидата исторических наук, проект был начат еще летом 2013 года. Тогда среди молодых ученых, студентов и аспирантов был проведен конкурс работ "Женщины Украины во Второй мировой войне: история, память, репрезентации", итоги которого подвели на конференции в ноябре 2013 года.

"После этой конференции, которая пришлась на самое начало евромайдана, мы обсуждали комплекс проблем, связанных с вопросом присутствия женщин во Второй мировой войне, их ролей и опытов. Тогда мы еще не подозревали, что тема войны через некоторое время станет нашей общей реальностью", - рассказывает историк.

По мнению исследовательницы, ныне Украину втягивают в символический дискурс Второй мировой войны, который продолжает эту войну и сегодня. И для того, чтобы ее завершить, надо переосмыслить наше прошлое.

"Мы надеемся, что этот научный труд будет одним из шагов на пути к переосмыслению опыта Второй мировой войны. Осмысление того, что война - это, прежде всего, деконструкция человечности и борьба против человеческой природы вообще. Ситуация с женщиной во время войны на примере Второй мировой показывает огромный спектр ролей и границы выбора, который женщинам приходилось делать в условиях экстремального насилия", - говорит Екатерина.

Свою коллегу продолжает Оксана Кись, кандидат исторических наук и президент Украинской ассоциации исследователей женской истории (УАИЖИ). По ее словам, в сборнике "Женщины Центральной и Восточной Европы во Второй мировой войне" показано многообразие и противоречивость женского опыта. Ссылаясь на пример известной исследовательницы женской истории Джоан Скотт, Оксана Кись подчеркивает необходимость изучать такие сложные периоды, как война, с привлечением гендерного подхода. Он позволяет увидеть насколько изменилась женщина в течение определенного периода, а также лучше понять государственную политику и влияние господствующих гендерных стереотипов на мобилизацию населения.

"Женщины испокон веков принимали участие в войнах в разных ипостасях. Однако именно Вторая мировая война стала тем уникальным историческим моментом, когда было нарушено установившееся пространство войны, которое ранее считался сугубо мужским. Как изменилась женщина, приобретя новый для себя опыт? До какой степени трансформировались гендерные стереотипы общества? С одной стороны, женщины должны были отказаться от многих проявлений своей женственности. С другой - от них ожидали этих проявлений на уровне родственных моделей - сестер и дочерей в смысле сестер милосердия. Однако во время войны изменилась и маскулинность. Конечно, в армии мужчины утверждали свое мужество, но также переживали свое унижение и свою слабость - как раненые и пленные. Это особый мужской опыт войны, который до сих пор, к сожалению, остается малоисследованным", - отмечает Оксана Кись.

Участники презентации неоднократно подчеркивали связь между разрушением советского мифа о Великой Отечественной войне и теми трагическими событиями, которые мы переживаем сегодня. Исследователи убеждены - анализ и переосмысление истории этого сложного конфликта позволит понять тенденции современности.

По мнению писательницы, доктора исторических наук Елены Стяжкиной, сегодня задача историков заключается в деконструкции устоявшегося представления об оккупации как сплошной историю мертвых, героев и предателей.

"Я считаю, что эта книга является вкладом в разрушение мифа об оккупации. Потому что для определенных женщин это была история сопротивления и выживания, но для некоторых - история просто жизни, такого себе приключения в экстремальном опыте. Для некоторых женщин история войны была поставлена ​​между историями двух голодоморов, а потому воспринималась не как крупнейшая катастрофа в жизни и в обществе. Для других женщин это была платформа для подвига, для того, чтобы жертвовать жизнью - и они сделали это искренне и смело, а некоторые действительно были жертвами. Осознание этой пестроты и нелинейности дает нам надежду, что мы справимся с задачей разрушения мифов, которые мешают нам победить сегодня", - рассказывает Елена Стяжкина.

До сих пор малозаметной для исследователей и широкой общественности остается проблема выживания украинских евреек во время Второй мировой войны. Кандидат исторических наук и директор Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолий Подольский на персональных примерах демонстрирует двойную опасность, которая сопровождала евреек в условиях оккупации. Нацистская идеология обрекала их на смерть только по факту принадлежности к еврейской национальности. Поэтому выживание в условиях тотального физического истребления евреев было героизмом и подвигом.

"В то же время, важно понимать, что опыт еврея, пережившего гетто, и опыт еврея, который прошел всю войну в Красной армии, являются противоположными опытами. Опыт женщин в эвакуации и опыт женщин в Бабьем Яру - разные опыты", - отмечает историк.

Исследователь приводит показательный пример жизни киевлянки Елизаветы Абрамовны Креймер-Загорулько. 20-летняя Елизавета извне не была похожа на типичный образ еврейки, который преследовали нацисты, поэтому девушка взяла себе украинскую фамилию - Загорулько. На ее долю пришлись многочисленные испытания. В начале нацистской оккупации девушка спаслась из расстрельной ямы Мариуполя, но впоследствии попала в Дортмунд как украинка-остарбайтерка. В 1945 году Елизавета вернулась в Украину и казалось, что все ужасы позади. Но оказалось, что нет. На восстановлении киевского Крещатика девушка потеряла свое здоровье и возможность иметь детей. Рассказав руководителю о своем происхождении и пережитом во время Холокоста, она услышала в ответ холодное и лаконичное: "Все евреи - в Бабъем Яра."

"Поэтому история Второй мировой войны - это вызов для человечества, рассказ о том, как остаться человеком в нечеловеческих экстремальных условиях. И поэтому я считаю это издание [Женщины Центральной и Восточной Европы во Второй мировой войне - А.П.] достижением украинской исторической науки", - отмечает Анатолий Подольский.

Многочисленные книги о Второй мировой войне и героизация прошлого создают иллюзию, что нам уже все известно о войне и оккупации. По словам Татьяны Пастушенко, кандидата исторических наук, принятые стандарты и стереотипы относительно этой темы настолько живы, что очень сложно взглянуть на ту или иную проблему под новым углом зрения.

"Кажется, о женщинах на фронте мы знаем много - о них снимались фильмы, писались книги. Но моя тема о тех женщинах, которые попали в плен. Как сложилась их жизни в плену и, особенно, какой она была после? Выжить в плену - это же фактически двойной гнет. Ведь быть пленным советским солдатом уже запрещено, а быть пленной женщиной - это двойной груз, поскольку сразу возникает вопрос "Как ты там выжила, каким образом? Кому ты изменила?", - рассказывает исследовательница.

Нехватка официальной статистики и личных женских воспоминаний не дает нам полной картины тех событий. Героический опыт войны, который пропагандировался в Советском Союзе, заставлял женщин молчать о страшных испытаниях, выпавших на их долю. Однако дальнейшие разведки и обсуждение ранее замалчиваемых тем помогут не только понять историю Второй мировой войны, но и ответить на вызовы нашего времени.

Сборник "Женщины Центральной и Восточной Европы во Второй мировой войне: гендерная специфика опыта во времена экстремального насилия" можно получить безвозмездно, предварительно обратившись в офис Представительства Фонда Генриха Белля в Украине.

Сейчас вы читаете новость «"Какое женское лицо Второй мировой войны?" - в Киеве презентовали сборник исследований». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі