четверг, 21 мая 2020 13:40

Как презентовали украинскую вышивку в Париже 140 лет назад
15

Украинская писательница, етнографиня, меценатка, мать Леси Украинки, Олена Пчилка (1849 - 1930)
Фото: facebook.com/Музей-видатних-діячів-української-культури
В Париже Олена Пчилка представила работу "Украинский народный орнаментъ. Вышивки, ткани, писанки".
Украинские узоры, собранные Оленой Пчилкой
Украинские узоры, собранные Оленой Пчилкой
Украинские узоры, собранные Оленой Пчилкой

Впервые мир с украинской вышивкой познакомила этнографист Ольга Косач, известная под псевдонимом Олена Пчилка. В 1878 году на всемирной выставке, проходившей в Париже, она представила свою работу "Украинскій народный орнаментъ. Вышивки, ткани, писанки".

Издание насчитывало около 300 образцов узоров для вышивки в разных техниках: "занизування", "настилування" та "вирізування", "хрестик" и другие. Кроме демонстрации и детального описания этих техник, Олена Пчилка ставила задачу выяснить, насколько орнаментика украинского народа самобытна, насколько много в ней заимствованных элементов, пишет Музей выдающихся деятелей украинской культуры.

Исследовательница сопоставила образцы с вариантами персидских, египетских, китайских, скандинавских орнаментов и пришла к выводу, что обширного оригинала, копией которого могла называться украинская орнаменталистика, не существует.

Сравнила она также украинский орнамент с образцами вышивок ближайших соседей: южных славян, белорусов, русских и отметила, что "южнославянская орнаментика далеко отстала отъ украинской по основнымъ формамъ, прогрессируя только въ разнообразіи раскраски; необыкновенное же богатство раскраски этихъ ея узоровъ, пестрота на вышивкахъ, безпрестанно перемежающихся зеленаго, жолтаго, голубаго, золотаго, краснаго, серебряннаго и иныхъ цветовъ, - придаетъ имъ видъ чего-то чуждаго по духу нашимъ вышивкамъ". Однако подчеркнула, что южнославянская традиция ближе к украинской чем русская, а между последними целая пропасть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Google посвятил украинцам яркий дудл

В противоположность украинцам, которые применяют вышивку в основном в одежде - российские тогдашние народные мастера вышивали в большинстве "полотенца". Этнографист подчеркнула, что украинская вышивка применяет чисто геометрический и геометризированный растительный орнамент, без реалистичных подробностей. В ней исполнители не видят символики, знание о которой потерялись во времени. Основной целью украинских мастеров Олена Пчилка видит "украшательство" или "кружевательство" изделия. Российские же вышитые изделия отличаются тем, что при монотонности цвета - только красный, несложной технической реализации идеи, удивляют чрезвычайным выбором причудливых сюжетов. Олена Пчилка назвала их "картинной галереей своего народа" и писала "чего только нет на этих "полотенцах": разного рода птицы - одноглавые и двуглавые, люди, лошади, львы, грифоны, драконы, храмы и другие предметы".

Работа исследовательницы нашла теплые отзывы, которые были напечатаны во французской и австрийской прессе. Тогда же посетители выставки впервые узнали о существовании самобытной национальной украинской культуры. Олена Пчилка переиздала сборник в 1879 и 1900 годах, воспользовавшись возможностью участия в Парижских всемирных выставках для презентации Украины.

Международный День вышиванки отмечают каждый 3-й четверг мая. В этом году праздник приходится на 21 мая. В этот день украинцы по всему миру надевают традиционные сорочки. Ко Дню вышиванки проводятся показы, парады и уличные гулянья. Идея праздника возникла в Черновицком национальном университете весной 2006 года.

Сейчас вы читаете новость «Как презентовали украинскую вышивку в Париже 140 лет назад». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі