воскресенье, 18 ноября 2018 06:10

Эльдар Рязанов: "Самое трудное, но и благодарное - делать комедии о хороших и добрых людях"
12

18 ноября 1927-го года родился кинорежиссер Эльдар Рязанов.

В кино Рязанов пришел с 1955-го года. Его дебютом была работа в комедийном жанре, которая сразу же имела огромный успех - "Карнавальная ночь". На счету знаменитого режиссера такие фильмы, как "Гусарская баллада", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или с легким паром!", "Служебный роман", "Вокзал для двоих","Гараж","О бедном гусаре замолвите слово","Жестокий романс","Забытая мелодия для флейты"," Дорогая Елена Сергеевна","Небеса обетованные"," Старые клячи" и "Андерсен. Жизнь без любви"(последняя работа Рязанова. - Gazeta.ua).

Будущий режиссёр родился в Самаре в семье высокопоставленных торговых работников. Папа Александр Семенович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман работали в советском торговом представительстве в Тегеране, и раннее детство Эльдар Рязанов провёл именно там. Через три года семья вернулась в Москву. Отца назначили начальником винного главка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что наболело российскому режиссеру Эльдару Рязанову: проникновенные стихи и цитаты

Вскоре после переезда в столицу родители Рязанова разошлись. Мальчик остался с мамой. Но когда Эльдару выполнилось семь лет, мама вышла замуж.

С раннего детства мальчик любил читать и мечтал о дальних странствиях. Поэтому для себя он выбрал два пути: или стать писателем и самому писать интересные книжки, или выучиться на мореплавателя и путешествовать. Эльдар даже написал письмо в Одесскую мореходку, попросив рассказать ему, что нужно для осуществления мечты. Но ответа не получил. Шел 1944 год: Рязанов решает поступить в какой-нибудь вуз и поучиться там год или два - для жизненного опыта. После случайной встречи с приятелем идет с ним за компанию во ВГИК:

"Я не знаю, куда поступать, я спрашиваю: "Ты куда поступаешь?". Он говорит, что во ВГИК. Я спросил, что это такое. Он ответил, что это киноинститут. И я там прочитал, что для поступления на актерский факультет нужно было участвовать в самодеятельности, я не участвовал. На операторский нужно было приносить фотографии, у меня их не было. На экономический я не хотел. И единственный факультет, где ничего не надо было, был режиссерский. И я понял, что это мой факультет".

По окончании ВГИКа Рязанов несколько лет снимает киножурналы и документальный фильмы. В 1955 году его принимают на должность штатного режиссёра киностудии "Мосфильм". Тогда же с благословления директора студии Ивана Пырьева Рязанов берется за первую комедию - "Карнавальная ночь".

После выхода картина станет популярной буквально "за пять минут". Новогодняя комедия становится лидером кинопроката 1956-1957 годов: её увидели свыше 45 миллионов зрителей. Кроме того картина получила множество наград – первых для режиссёра Рязанова.

"Могу быть мягким, сердечным, почти все простить, - говорил Эльдар Рязанов познее, - но не безвольным. В молодости понял, что таких режиссеров не бывает. И научился говорить "нет". Свое отбоялся еще в 1950-е, когда снимали "Карнавальнаю ночь". На роль, доставшуюся Людмиле Гурченко, мне прислали любовницу всесильного Николая Булганина (маршал Советского Союза) Вы себе не представляете, что это такое - через два года после смерти Сталина отказать протеже второго лица в государстве. Я несколько ночей просыпался в холодном поту, но снял, что и кого хотел".

Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара Рязанова "Девушка без адреса".

В конце 1960-ых у фильмов Эльдара Александровича начал прослеживаться собственный стиль. Его картины были в своём большинстве "лирическими трагикомедиями".

"Только дураки думают над тем, как себя преподносить, - говорил Рязанов. - Я просто снимаю кино. Я ненасытный во всех смыслах - это главная черта моего характера. Самое, но самое интересное и благодарным - делать комедии о хороших и добрых людях. Чтобы работать в этом русле, надо так любить людей, как мало кто умеет".

В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композиторы Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда замечательных артистов —Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Светлана Немоляева и Георгий Бурков.

Почти во всех своих картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли (камео). Это похоже на автограф художника на своём полотне.

Предлагаем вашему вниманию 6 лучших фильмов Рязанова, где играет он сам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В честь Эльдара Рязанова назовут правнука

"Старики-разбойники"

Под напором энергичной молодежи сейчас за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма "Старики-разбойники", поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию. Выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: "Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку".

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

"Забытая мелодия для флейты"

Пьеса "Аморальная история", легшая в основу сценария фильма "Забытая мелодия для флейты", была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился.

Ключевая фраза: "Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы".

Камео Рязанова: Астроном.

"Гараж"

Сегодня предложить посмотреть фильм "Гараж" четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров – ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах – время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, "Гараж" остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни.

Ключевая фраза: "Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!"

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

"Служебный роман"

Многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с "Сослуживцами", предтечей "Служебного романа". Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: "Мы называем её "наша мымра". Конечно, за глаза".

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я жил в Италии. Там не было снега. А он у меня в организме как необходимость"

"Небеса обетованные"

Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, "Небеса обетованные" в какой-то мере являются парафразом картины "Чудо в Милане" режиссера Витторио де Сика. Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех – для него-то "Небеса обетованные" были едва ли не документальным фильмом о новой стране в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова, которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: "Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!"

Камео Рязанова: Человек в кафе.

"Ирониия судьбы, или с легким паром!"

Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без "Иронии судьбы". Песня "Я спросил у ясеня", мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: "Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…"

Камео Рязанова: Пассажир самолета.

* * *

Был женат трижды

Рязанов впервые женился на однокурснице Зое Фоминой. От нее есть дочь, ныне 67-летняя Ольга. Когда ей было 14, влюбился в Нину Скуйбину, главного редактора "Мосфильма". Новый роман развивался во время съемок "Иронии судьбы, или С легким паром!". Женщина была вдовой, воспитывала сына.

"Благодаря этой любви Рязанов снял свои лучшие фильмы, - говорит сын Скуйбиной Николай. - У мамы всегда была с собой сумочка на съемках, с бутербродами. Только Рязанов начинал кричать, рот сразу же затыкался съедобным. Это помогало".

Через 22 года брака она умерла от рака. В Рязанова обострились болезни, несколько недель провел в больнице.

Втретий раз 65-летним женился на киноредакторе Эмме Абайдулиной. Сейчас ей 77. Она ухаживала за мужем во время болезни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рязанов ничего не слышал о съемках "Служебного романа: Наше время"

"Можно сказать, что я живу только благодаря Эмме. Всегда в жизни нужно находить хотя бы какой-то смысл. И я такой человек - могу долго хандрить. В последней главе своей книги я написал о нас с Эммой такую фразу: "Мы с ней, как лошади, кладущие головы одна на холку другой". И мне ничего к этому добавить. Она мне часто говорит: "Ты, главное, за меня держись". Вот я и держусь", - говорил он.

Большой мастер российского кинематографа умер от острой сердечной недостаточности 30 ноября 2015-го года.

Сейчас вы читаете новость «Эльдар Рязанов: "Самое трудное, но и благодарное - делать комедии о хороших и добрых людях"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі