вторник, 20 января 2015 05:40

"Все студенческие друзья были уверены, что я погиб на войне или в концлагере"
2

Скульптор Леонид Молодожанин узнал о смерти отца через 45 лет

-  Меня принимал офицер, который хорошо разбирался в искусстве. Говорил, сделает все, чтобы я не попал на производство или шахту. Благодаря связям устроил меня в студию Арно Брекера, одного из любимых художников Гитлера, - вспоминал годы Второй мировой войны скульптор Леонид Молодожанин в интервью для фильма "Лео Мол в свете и тени".

Отец-гончар отправил его на учебу сначала в Вену, а потом - в Ленинградскую академию искусств. Диплом получил в 1941-ом – как раз когда началась немецко-советская война. Молодого художника вывезли на принудительные работы в Германию. По окончании войны возвращаться домой не захотел - понимал, что обвинят в "измене родине". С женой Маргаритой – женились в 1943 году - подал документы для эмиграции в Канаду. Через несколько недель получил ответ:

- У Канады сейчас нет необходимости в художниках. Но вы в хорошей физической форме. Если согласитесь работать на ферме, можете выезжать.

Других вариантов не было. Приплыли в Канаду зимой 1949 года. Имели $70 - немного больше $600 на нынешние деньги. От порта до фермы в Принс-Альберте добрались поездом за три дня.

- До весны никакой работы нет, - сказали супругам по прибытии.

Леонид поехал в Виннипег, ближайший большой город. На главной улице зашел в магазин церковных товаров "Провиденс". Хотел спросить, не нужна ли там помощь в лепке гипсовых фигур. Владелец оказался украинцем. Как раз искал художника, который разрисовал бы стены в местной церкви святого Эдварда. Леонид Молодожанин взялся за работу. Подписывался псевдонимом - Лео Мол. Рассказывал, что родился в Нальчике, замалчивал учебу в Ленинграде.

- Я так боялся навредить близким в Украине, что старался нигде не выявить свое настоящее имя. Даже когда меня раз узнали, отрицал, - объяснял.

Со временем Леониду дают заказы из других церквей. Старается, получает невысокую зарплату. По праздникам подрабатывает на художественных выставках - продает керамику, показывает, как работают гончары. В начале 1950-х имеет первый большой заказ - создать 16 витражей для собора святых Владимира и Ольги, наибольшего украинского храма в Канаде. Вместо библейских сюжетов решает изобразить эпизоды из истории Украины и ее церкви. Но эскизы не нравятся громаде. С тех пор Молодожанин ежедневно посещает этот собор. Рисует эскизы. Через 10 лет показывает их архитектору. Тот согласовывает все 16.

Тем временем украинцы в США готовятся к празднованию 150-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Решают открыть в Вашингтоне памятник поэту. График Святослав Гординский убеждает Лео Мола отправить проект. Через несколько недель получили ответ - Молодожанин победил в конкурсе. Для работы над фигурой переехал в Нью-Йорк на два года.

После открытия монумента американские газеты напечатали его настоящее имя. Тогда Лео Мол впервые попытался разыскать родственников, которые остались в Советском Союзе. Познакомился с мужчиной, который видел его брата Виктора в сталинском лагере. Младшая сестра Нина нашла его в 1990-ом. Прочитала фамилию скульптора памятника святому Владимиру в Лондоне. Написала спонсорам в Лондон. Те передали письмо в Берлин, где у Мола была мастерская для работы с бронзой.

Нина рассказала, что их отец погиб в лагерях сразу после войны. Старший брат стал художником. Его расстреляли после 11 лет лагерей. Позже обоих реабилитировали. Мать умерла на поселении недалеко от Иркутска.

- Семья не знает, почему их забрали, - говорил художник. - Возможно, из-за меня. Возможно, из-за доноса. Возможно, они были связаны с политикой. Мать до последних дней ждала, что я приеду. Чувствовала, что жив. А я не мог дать малейшей весточки. Когда в 1990-х побывал в Санкт-Петербурге и встретился со студенческими друзьями, они говорили, что были уверены в моей гибели на войне или в концлагере.

4 000  000 долларов - приблизительно во столько искусствоведы оценивают коллекцию из трех сотен скульптур работы Леонида Молодожанина. В 1990-ом подарил ее Виннипегу. Спустя три года в парке Ассинибойн открыли парк скульптур Лео Мола. Ежегодно его посещают более 250 тыс. лиц. До смерти автор приходил туда, отдыхал на скамье. Радовался, когда его узнавали.

- Понимаю, что не модный, а моя техника устарела, - считал. - И я хочу передавать жизнь. Через скульптуру выражать не себя, а то, что вокруг.

Лучшими работами Молодожанина считают бюсты и скульптуры на канадскую тематику - медведей, эскимосов, индейцев. В 2002-мо его "Лесорубов" напечатали на канадских почтовых марках.

Памятник Шевченко в Вашингтоне открывал президент США

-  Я не хотел изображать Тараса Шевченко хрестоматийно, - рассказывал скульптор Леонид Молодожанин о памятнике поэту в Вашингтоне. - Это молодой мужчина. Пытался отбросить все патриотические чувства. Изображал человека, а не пророка. На барельефе там "Прометей в путах". Это Украина под давлением и властью России. То, что болело у меня на душе всю жизнь.

Фигуру высотой 7 м открыли 27 июня 1964 года на площади Дюпон Сиркл в историческом центре американской столицы. Среди инициаторов сооружения были языковед Юрий Шевелев и экономист Лев Добрянский. Средства - $250 тыс., более $2 млн на нынешние деньги - собирали через пожертвования. Посольство СССР несколько раз присылало письма-протесты Конгрессу США.

На открытии собралось более 100 тыс. человек - преимущественно украинцы из США, Канады, Австралии и Латинской Америки. Провели торжественный марш от памятника Джорджу Вашингтону возле Белого Дома к новому монументу. После торжественных поздравлений исполнили гимн США. Слово взял председатель Комитета по сооружению памятника языковед Роман Смаль-Стоцкий. Говорил по-украински и по-английски. За ним выступил президент США 1953-1961 гг. Дуайт Эйзенхауэр.

- Хотя мир сегодня разделен между тиранией и свободой, мы надеемся и верим, что так будет не всегда, - говорил. - В каждой порабощенной стране только горсточка творит плохую конспирацию, порабощая сограждан силой или обманом. Потому что человек инстинктивно бунтует против униформированности, он стремится к свободе, благополучию и миру. Тем временем воля нескольких лиц отрицает свободу миллионов. Но не забываем вековую правду, что "это тоже пройдет".

Также выступили президент УНР в экзиле Степан Витвицкий, владыки греко-католической и православной церквей. Торжественные мероприятия продолжались почти 2 ч. Завершили их молитвой и гимном "Ще не вмерла Україна".

Сейчас вы читаете новость «"Все студенческие друзья были уверены, что я погиб на войне или в концлагере"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи