четверг, 22 апреля 2021 06:11

Хлестали стариков, чтобы не болели: "Не умирает, не умирай, Пасхи ожидай"

- Кто любит фигли, то шутит над теми, у кого детей нет. Идет из церкви, ударит прутом и говорит: "Чтобы плодились, чтобы детей было, как на пруте вербы, - говорит 38-летняя Мария Стусяк из села Председателя Верховинского района Ивано-Франковской области. - Если хорошо отхлестать ивовыми прутьями холостых мужчину или женщину, то до года найдут пару и сыграют свадьбу. Пороли старых, чтобы не болели: "Не умирай, не умирай, Пасхи ожидай".

Вход Господень в Иерусалим православные и греко-католики отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. По евангельским преданиям, в этот день Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим. Приветствовать его вышли многие. По восточной традиции, в знак чрезвычайного уважения дорогу устилали ветвями финиковой пальмы. Отсюда происходит церковное название праздника Вербное воскресенье.

В XVII в. в Киеве в вечер предпоследней субботы перед Пасхой в церквях освящались листья папоротника, которые подобны пальмовым. Позже папоротник заменили ветви ивы. Обычай освящать их в субботу остался.

В народной украинской традиции ива стала священным символом праздника. Ее ветви освящают в церкви на утренней воскресной службе. Вербное воскресенье в народных представлениях осмысливается также как празднование весеннего возрождения природы, начало цветения. В западных регионах Украины ее называют "Квітним" или "Цвітним" воскресеньем. Дети громко припевали: "Вербич, Вербич, весну приклич!"

- В воскресенье вербу несут святить в церковь такую, какая у кого есть, - рассказывает 56-летняя Галина Гаврилович из села Бродница Заричненского района на Ривненщине. - Кто хочет с листочками, то старается заранее ее приготовить. Срезает, ставит в воду, чтобы пустила листочки. Готовит много. Потому что после освящения ее положено разнести больным, немощным и тем, кто по каким-то причинам не был в этот день в церкви.

Пучок вербы перевязывают красной лентой. Украшают кружевом, цветами, добавляют бисер и поделки. Хранят в течение года дома с иконами.

- Мы обязательно после церкви идем на кладбище к родным, и оставляем на каждой могиле по веточке, - говорит 69-летняя Елена Бубнович из Бродницы. - И так она стоит в течение года, пока не придем в следующее Вербное воскресенье и не поставим свежую.

Прошлогодние ветви положено "пустить дымом к Богу" - сжечь. Иногда старую иву бросают в "бегущую воду". По древними преданиям, таким образом ее отправляют на тот свет, где за "водной границей" живут души умерших.

Кого встретят по дороге в Вербное воскресенье, слегка бьют прутиком по спине и плечам. В Броднице и соседних селах Сенчицы и Нобель молодым при этом приговаривают: "Не я б'ю, верба б'є! Якая? Святая! За тиждень — Великдень! Слухай батька, слухай матер, слухай всіх святих! Будь здоров, як вода, багатим, як земля, а рости вгору, як верба!"

Верили, что так целебная сила растения передается человеку и он в течение года не будет болеть, а будет иметь надежную защиту от зависти, порчи и "дурного глаза".

На Прикарпатье праздник называется Бечково воскресенье. Принесенные из церкви ивовые ветви здесь кладут под крышу дома, как оберег от несчастий и стихийных бедствий. На Полесье их затыкают под "подошву дома".

В народных верованиях ива символизирует быстрый рост, здоровье, жизненную силу людей и плодовитость скота.

Освященные ветви добавляли в сено коровам и лошадям, чтобы были сильные и здоровые. Отваром поили корову, которая заболела или только отелилась. Верили, это обеспечит ее молоком и убережет от чар.

Мария Стусяк рассказывает, что в Головах освященной вербой похлопывают корову, "чтобы не перегонивалась и хорошо в первый раз погуляла".

Надо трижды стегнуть корову прутом, занести его в дом и держать за образами в течение года. Через год его сжигают и золу развеивают по огорду, "чтобы все хорошо уродилось".

- Освященной вербинкой надо выгонять корову когда первый раз после зимы идет в стадо, - говорит Галина Гаврилович. - Так еще наши матери делали. Мол, животное не будет болеть, будет давать много молока.

Топтать освященную вербу она считает большим грехом. Прошлогоднюю советует сжигать при выпечке куличей. Тогда они хорошо поднимутся и не западут, что считается плохой приметой для семьи.

- У нас на ту иву говорят шутьки, - рассказывает 72-летняя Анна Перетц из села Река Межгорского района на Закарпатье. - Кладут на окне, а как идет страшная черная туча, то ее курят против той облака. И воротит от дома беду.

Молодая ива "мированная" в церкви на Вербное воскресенье, защищает от нечистой силы. Принесенные из церкви ветви затыкали в хлеву за крышу, чтобы домовой не мучил скот.

Вернувшись из церкви, хозяйка не заходя в дом, оставляла одну ивовую ветку на огороде или в поле, приговаривая - "чтобы росла Богу на славу, а людям на потребление". Верили, что оберегает урожай от кротов, червей и мышей. А еще отвлекает град, чтобы не побил урожай.

Гуцулы верили, если, вернувшись из церкви, вымести дом ивовыми прутьями, то в течение года не будет ни мышей, ни блох. Ветку после этого сжечь, а пепел развеять подальше от человеческого жилья.

Неделя перед праздником называют Вербной. На ней стараются не сажать ничего, чтобы "не пошло в рост, как ива". Зато советуют мазать и белить хату внутри и снаружи, "потому что не будет осыпаться и будет стоять долго беленькая".

Сажали женщины, которые хотели выйти замуж

Освященную иву используют, как лекарство от многих болезней. Отвар из веток употребляют при простуде. Лечат ревматизм и сбивают жар. Моют голову, чтобы не болела и хорошо росли волосы. Умываются при сыпи на коже. Настойкой из ивы полощут горло при ангине.

Иву широко употребляли в бытовой магии украинцев. Освященные ветви накрест выбрасывали на улицу во время града, чтобы остановить его.

При переходе в новый дом половину освященной вербы брали с собой, а вторую часть оставляли в старом доме - домашнему духу, чтобы его не обидеть.

Женщины на выданье сажали святую иву. Если хотели выйти замуж, хорошо ухаживали за ней. Если принималась в том же году гуляли свадьбу.

Освященную вербу со сретенской свечой вкладывали в руки умершему, чтобы он встретил с ними Христа в день воскресения.

Сейчас вы читаете новость «Хлестали стариков, чтобы не болели: "Не умирает, не умирай, Пасхи ожидай"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі