среда, 07 ноября 2012 19:02

"Били, издевались и истязали пленных, насиловали женщин"

"Замний дворец обстреливался из пушек. В упор, по одной расстреливались молодые девушки из женского батальона, которые вместе с юнкерами охраняли дворец, - писала в номере за 9 ноября 1917-го "Рабочая газета", которая выходила в Петрограде. - С лестницы стаскивали и швыряли людей о камни… На другой день расстреливали на улице встречных юнкеров вооруженные "борцы за социализм". Красногвардейцы останавливали женщин с попытками насилия".

В ночь на 7 ноября 1917 года в Петрограде начался государственный переворот. Вооруженные отряды матросов, которые прибыли из Кронштадта по приказу большевистского Военно-революционного комитета, захватили телефонную станцию, телеграф и государственный банк. Войска петроградского гарнизона заняли нейтральную позицию. По большей части это были части, которые отсиживались в столице, чтобы не идти на фронт. Незначительное сопротивление оказывали только разрозненные отряды юнкеров и женский батальон. Но они не могли сдержать красногвардейцев и матросов. Сломив сопротивление охраны, те захватили Зимний дворец и арестовали почти всех членов Временного правительства. Их посадили в тюрьму в Петропавловской крепости. Глава правительства Александр Керенский сумел убежать.

"После захвата Зимнего дворца и ареста министров во дворце были поставлены караулы из солдат, - писала та же "Рабочая газета". - К сожалению, солдаты обнаружили истинно варварское отношение к бесценным сокровищам, накопленным во дворце и объявленным после революции национальной собственностью. Все шкафы взломаны, дорогие замки разбиты или выворочены. Столы из сибирских камней и мозаики сломаны. Солдаты рвали художественные портьеры и на вопросы откровенно признавались, что решили сделать себя портянки получше. Солдаты забивали себе карманы всем, что попадалось под руку, не щадя ничего. Мэр к прекращению вандализма принято не было".

Большевики пытались как можно быстрее узаконить свой захват власти. В 23.00 того же 7 ноября Владимир Ленин и его соратники созвали Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Но большинство его членов осудили силовой захват власти в Петрограде. Делегат от фронтовых организаций по фамилии Кучин заявил: "Мы предупреждаем, что гражданская война, вызванная авантюрой со стороны большевиков, является ударом в спину армии. Фронтовая группа снимает с себя всякую ответственность за последствия этой авантюры и покидает съезд". Фронтовиков поддержали представители фракций меньшевиков, социалистов-революционеров, Советов крестьянских депутатов, еврейского "Бунда". Все они оставили зал. На место арестованных министров Временного правительства большевистский Военно-революционный комитет назначил временных комиссаров, разогнал Петроградскую городскую думу, назначил свое командование Петроградским военным округом. Дипломаты союзных государств - Франции, Англии и США - готовились к выезду из Петрограда и России вообще.

Телеграфные сообщения о большевистском перевороте в Петрограде начали поступать в Киев после полудня 7 ноября 1917-го. На следующий день Центральная Рада - революционный парламент Украины - заявил, что она будет бороться с любыми попытками поднять бунты в Украине.

На киевских улицах появились вооруженные воины. 11-13 ноября большевики совершили попытку переворота. Но верные Временному правительству юнкера военных училищ и украинизированные военные части его подавили и взяли под свой контроль главные государственные учреждения в городе. Власть в Киеве и на украинских землях перешла к Центральной Раде и ее исполнительному органу - Генеральному секретариату. 20 ноября 1917-го Центральная Рада приняла Третий Универсал, которым провозглашала создание Украинской Народной Республики на землях, где украинцы представляют большинство. Федеральную связь с Россией еще не порывала. В Универсале также были задекларированы социальные реформы. В частности, об отмене права собственности на землю и о введении 8-часового рабочего дня.

Через три дня газета "Нова Рада" напечатала статью "Кто с ними", где автор писал о большевиках: "Уничтожили церкви - исторические памятники. Пролили кровь братьев своих. Стреляли в невинных. Били, издевались и истязали пленных, насиловали женщин. Арестовывали и били детей. Держат в тюрьмах людей, ни к чему не причастных. Сломали волю слова. Разворовали народное добро. Дали волю ворам и разбойникам. Старый и славный Киев сделали ареной дикого поля брани. А что самое худшее - что могут снова зареветь пушки по улицам Киева, и что тогда будет с сердцем Украины - страшно подумать. Они и сейчас ведут себя как хозяева и завоеватели-победители : где хотят трясут, кого хотят арестовывают, имеют свое войско, свою пушечную угрозу, свой лагерь. Ведут себя так, будто другой власти в Киеве и других городах нет, образовали свои органы власти, не ссорятся с нашей властью и не мирятся, не восстают против украинской власти, но похваляются".

После большевистского переворота в Петрограде связь с Киевом потеряли. Об Украине в бывшей столице империи узнавали из слухов. "Я пишу вам теперь из Петербурга - вроде бы из-за границы, - это письмо своего работника Давида Заславского газета "Киевская мысль" опубликовала 23 ноября 1917-го. - Вчера нас в группе политических деятелей заверяли, что в Киеве прекращена вся русская печать и что там теперь могут выходить только украинские газеты. О Декларации Украинской Рады здесь никто ничего не знает; в прессе о том не было ни слова. О Киеве здесь теперь знают не больше, чем о Китае.. .Петербург теперь - вроде бы провинциальный огород, оторванный от всей России".

"Сегодня на почте сожжены все газеты"

Информацию о том, что творится в стране и мире, 100 лет тому назад брали прежде всего из газет. Поэтому одним из первых шагов большевиков был ввод цензуры. 9 ноября 1917-го газета "Новое дело" опубликовала соответствующее большевистское воззвание: "Товарищи печатники! В руках всех, кто против нас - против власти Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, - осталось еще одно могущественное оружие: это - печать, и они всячески используют ее против новой власти. Ни одно воззвание, ни один орган печати не должен выйти в свет без санкции новой власти Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в лице уполномоченного комиссара". А ниже редакция "Нового дела" призывала издателей не дать большевикам "закрыть рот" своим политическим противникам.

"Сегодня на почте сожжены все газеты. "День" распоряжением военно-революционного комитета закрыта. "Речь" разгромлена, - писала в тот же день "Рабочая газета". - На улицах отбирались у газетчиков и сжигались здесь же номера "Нового времени". К вечеру вчера стало известно, что закрыты и другие нерабочие газеты". Автор статьи в конце выражал сомнение относительно добрых намерений большевиков: "Если свобода должна быть утверждена удушением всех тех, кто иначе думает о ней, чем мы, мы никогда не придем к свободе".

 

Сейчас вы читаете новость «"Били, издевались и истязали пленных, насиловали женщин"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

42

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи