четверг, 24 сентября 2009 16:59

Анатолию Наконечному сформировали желудок из тонкой кишки

"Попытки восстановить удаленный желудок делали еще 35 лет назад, но мы первые в Украине смоделировали желудки двум мужчинам и четырем женщинам. Женский организм легче переносит операции", — говорит Григорий Бондарь, 77 лет.

Он директор Донецкого областного противоопухолевого центра, профессор, академик Академии медицинских наук Украины. Час назад вышел из операционной.

На стене в его кабинете портреты трех украинских президентов, ученых, фотографии с коллегами и учениками. На ручке шкафа висит вымпел с гербом Донецка.

— Вокруг пищевода обвертываем тонкую кишку, формируем сфинктер, искусственный жом, который закрывает просвет пищевода. В таком пищеприемнике еда задерживается до 40 минут. А дальше искусственный резервуар соединяется с двенадцатиперстной кишкой.

В Центре разрабатывают новые методики пластики пищевода, прямой и толстой кишок.

— Наше ноу-хау — в особенном соединении пищевода с кишкой. Мы придумали соединять ткани вот такой петлей, — Григорий Васильевич на пальцах показывает. — Швы становятся крепкими. Возвращение еды в пищевод невозможно. Туда еда проходит, назад — нет. За рубежом этого достичь не смогли. Мы уже направили документы, чтобы запатентовать метод.

Академик объясняет, что без желудка можно жить, но пациенты истощаются. Еда не успевает перевариваться. Людей, которым удалили желудок, нужно искусственно подкармливать белками. Средняя продолжительность  жизни таких пациентов — четыре года. Они становятся инвалидами, спят полусидя, потому что еда возвращается в пищевод.

Из мобильника академика раздаются звуки советского военного марша. От берет трубку, просит перезвонить позже.

— Через двое суток после пластики желудка пациент начинает есть, а через месяц пищеварение нормализуется. Поэтому важно хорошо жевать еду. Есть надо минимум 40 минут. Хотя сам я лишь в этом году начал прилично обедать.

В ординаторской хирург Александр Заика показывает на компьютере видеофайл о работе искусственного желудка.

— Его задание — собрать еду, — объясняет. — А процесс пищеварения начинается уже с полости рта. В нем принимают участие все рецепторы двенадцатиперстной кишки.

30-летняя Алла из Донецкой области жаловалась на боли в животе, повышенную температуру, истощение.

— У нее была анатомическая особенность: необычно маленький диаметр тонкой кишки, — рассказывает о своей пациентке хирург Олег Ефимочкин. — Ей повезло, что мы научились моделировать искусственные желудки в этом году. Потому что после удаления желудка она бы умерла от голода — больше 100 граммов бульона не могла съесть.

Анатолий Наконечный, 69 лет, приехал из Харькова. 15 сентября ему удалили опухоль и сформировали искусственный желудок.

— С первого же дня мы позволили пить воду, на второй — кефир и бульон. Два дня держали в носу зонд, а теперь он питается самостоятельно, — говорит хирург Сергей Готовкин. — До октября Анатолий Станиславович уедет домой. Пока ест через 1,5–2 часа по 150–200 граммов, потом будем увеличивать объем. Сейчас в его рационе каши из детского питания. Через две-три недели можно будет все жидкое и протертое, а через полгода, может, и маленький кусочек шашлыка позволим. Важно придерживаться режима. У нас медсестра 15 лет прожила без желудка, потому что придерживалась режима питания и не ела перед сном.

Без желудка люди живут в среднем четыре года

Идем в палату к Анатолию Наконечному. Он доцент Харьковской академии железнодорожного транспорта. Преподавал промышленное строительство, в сентябре вышел на пенсию.

— У меня и жена врач, и дочь тоже, — рассказывает Анатолий Станиславович. — Дочь прочитала в Интернете, что в Донецке начали делать такие операции, вот я и приехал. 12 лет назад была язва желудка, с тех пор ничего не беспокоило. А последние два месяца заныл желудок, и жена говорит: "Обследуйся". Когда выяснилось, что там опухоль, я удивился. Чувствую себя хорошо — вот сегодня позволили вставать.

Он поднимает рубашку, показывает живот в бандаже. Заходит его жена с обедом. Говорит, муж никогда не перебирал едой, а уговорить его бросить курить пока еще не удается.

— На даче больше работать не будешь, — заявляет Зоя Степановна Наконечная, и, обращаясь ко мне, добавляет: — И раньше берегла мужа, а теперь вдвое больше буду беречь. Больше ни о чем не спрашивайте, а то расплачусь.

В Донецком онкоцентре удалили желудки 4 тыс. раковых больных. Ежегодно делают 140–150 операций. 40% пациентов Центра — из других областей.

Сейчас вы читаете новость «Анатолию Наконечному сформировали желудок из тонкой кишки». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи