вторник, 02 января 2018 22:39

"Часто одежда мне снится" - дизайнер Елена Дидык
22

Дизайнер Елена Дидык десять лет шьет одежду: воспроизводит образцы аутентичной этнической одежды, которую советует носить с современными вещами.

Девушка с 2006 по 2015 ездила Украиной в этнографические экспедиции. Поет в фольклорном группе "Гуляйгород". Увлекается городской ретро-культурой. Несколько лет подряд принимает участие в ретро-велопарадах. На трех занимала первое место за лучший женский образ.

Своей родиной считаю историческую Полтавщину - село Линовица, Прилуцкого района сейчас Черниговской области. Оттуда происходит мамин род. Считаю его своей колыбелью.

Меня всегда смотрели бабушка, прабабушка, дед. Из детсадов я принципиально убегала. С детьми очень мало играла. Мне интереснее было пойти к одной соседки бабушки, к другой. Со своими бабушкой и прабабушкой поговорить - некий конструтивний был всегда диалог. Бабушка с детства приучала к физическому труду. То, что она делала, делала и я. Идет бабушка фасоль сажать - я отсчитываю, сколько фасолин надо в ямку бросить. Удивительно было, что городские дети не имеют никаких обязанностей.

В школу мама забрала меня в Боярку. Для меня ехать из деревни и от животных было что-то невероятно сложное. Постоянно живя в деревне с прабабушкой, я научилась проклятий. Приходила домой и причитала, как прабабушка, проклинала школу и обучение: "А чтобы она была сгорела, эта школа, чтобы мы не дождалы были в этой школе учится". Для меня дом был - в селе.

Прабабушка Екатерина Степановна была 1912 рождения. Она застала еще дореволюционное время. У нее было кардинально другое мышление, сознание иное, чем у людей, родившихся позже 30-х годов. Человек, который застал войны и голодоморы, учился по-особенному выживать. Прабабушка очень много забывала, могла не помнить то, что было 5 минут назад. Но она четко помнила все, что было в молодости. Рассказывала много историй. Возможно, ими пробуждала мою генетическую память и закладывала основы моего мировоззрения.

Прабабушка застала еще панов и рассказывала много о своей матери, которая у пана служила. Сейчас в нашем селе есть барский сад. Прапрабабушка девушкой сажала там деревья, когда только закладывался этот парк. И сейчас эти деревья стоят.

Есть ли у вас унаследованная от нее одежда?

Имею прабабину сорочку и фото молодой прабабушки в ней. Эту сорочку она на смерть себе шила. Как-то раньше люди к этому относились спокойно. Готовили себе вещи на уход в юности. Баба начала вышивать себе эту рубашку в 1940-х годах, когда было 30 лет. Прожила 96.

Люди жили бедно. Считали, что сшитую на смерть сорочку надо было поносить. Скорее всего, у людей не было другого выхода. Они не могли себе позволить вышитую вещь держать только для одного случая.

Эта сорочка уже не полотняная. С крамного уже, фабричного хлопкового полотна, которое на Левобережье называют коленкором, а на Правобережье перкелем. Прабабушка ее вручную вышила. Имела специальный сундук, где на смерть все было. Она эту сорочку позволяла посмотреть, но просила положить на место. Мы с мамой просили: "Оставьте ее нам. Память такая о вас будет". "Нет", и все - довольно категорична была. А года за два до ее смерти мы опять: "Ба, можно сорочку?" - "Да берите!" - "Так что, можно совсем?" - "Берите". С ее разрешения теперь такое имею сокровище.

Бабушка 1930-го года. Это то время, когда люди уже не носили вышитое одеяние повседневно. Только на торжественные события.

Имею от нее свадебную рубашку. Имею прабабушкины керсетку, которая и бабушке принадлежала потом. Фартуки, пару платков, небольшой кусок полотна, немного стеклянных дутых бус, лент немного и, конечно, много воспоминаний. Это самое ценное.

Те вещи вас заинтересовали дизайном народного строя?

Я в детстве не имела ни малейшего понятия, кем хочу стать. Всем отвечала: хочу буть невестой. Видела красивое, и мне хотелось этого.

Почти все детство я или шила куклам, или рисовала платья. Малой было, надену одно платье, другое, а тогда прабабушку давай наряжу. Прабабушка все время говорила: "Ой, с тебя дела не будет. Ты же, кроме тряпок, ничего не видишь".

Я давно любила традиционное пение. Называла его "так, как поют бабушки". У нас в семье из музыкантов только дед был. Бабушки не пели. И я даже не знала, есть ли возможность этому научиться. Когда вышел альбом группы "Гуляйгород", я его просто заслушала. Однажды познакомилась с группой на концерте в Боярке. Пригласили пробовать петь. Так и началась мое с ними сотворчество. Начала с ними ездить в фольклорные экспедиции. Позже ездила и сама. В соседнем со своим селе записали группу - шесть бабушек. Две из их песен сейчас есть на диске сборника свадебных песен Украины.

 

Заметила, чем архаичнее поселение, тем люди там обычно более открыты, искренни. Однажды я поехала в экспедицию сама. Приехала в деревню на автобусе. Разговорилась с бабушкой. Спрашиваю, как лучше мне перейти в соседнее село. Она рассказала, как и предлагает: "Может, тебе велосипед дать?" Настолько люди там открытые в своей доброте - в том, чтобы подумать о ком-то. А в деревнях более поздних, созданных в советское время, люди иные - уже более в себе и для себя.

В экспедиции ездила с конца 2006 года до 2015. Очень переживаю, когда приезжаю в деревню и вижу, что тех людей, которых записывала раньше, уже нет. Это такая невероятная грусть и огорчение, что просто не успеваешь это сделать. Возможно, наоборот, надо было активизироваться и больше ездить. Но мне настолько тяжело видеть вымирающие деревни, что я ездить прекратила.

Увлечение вышивкой после экспедиций началось. Бабушка одна отдала вышитый рукав - он как сумка, был сшит: в нем фасоль сохранялась. Фасоль она вытряхнула и отдала мне рукав. Другой рукав рубашки я нашла у другой бабушки: им, как тряпкой, что-то вытирали на кухне. Я долго его выпрашивала у бабушки-хозяйки. Она никак не хотела: "Нет, его сжечь надо. Мне это стыдно такое отдавать". Я еле выпросила тот рукав. Он вышитый белым по белому. С тех пор это для меня вершина рукотворного искусства. После этого я овладела многими техниками, которые на нем были применены.

Одна бабушка из экспедиции подарила мне крестиком вышитую рубашку. Другая - кохту ватную. Я увидела, что эти вещи ко мне идут. Значит, надо их хранить. Кто ищет, тот находит. Когда уже настроен на какую-то волну, Вселенная помогает. Главное любить и хотели делать то, что сейчас приходит.

Кто-то из людей отдавал вещи, кто-то позволял только их сфотографировать. Мне хотелось воссоздать такое же вышивки. Захотелось сшить собственную сорочку из домотканого полотна с родовым узором. Но не сохранились у нас, к сожалению, в семье образцы белой вышивки. Я нашла максимально приближенную к моему региону.

Шили сорочку по древней технологии?

Домотканое полотно, которое приобрела, было серое. Я выбеливала его, как раньше делали - солнцем и водой, без всяких химических средств. Люди у пруда мочили полотно и расстилали на солнце. Высушивалили, снова мочили. Есть полотна, только с одной стороны отбеленные. Есть двусторонние. Я просто на траве раскладывала во дворе это полотно. Но вышить сразу не сложилось. То нити не могла подобрать, то узор со временем захотела другой. Вышила себе ту сорочку через 11 лет.

Но все время пробовала разные техники. Мне интересно было учиться вышивке по книгам. Азарт был самой разобрать несмотря на узор. У меня постоянно вышивка была по карманам, по сумкам. Никаких схем до сих пор не использую.

Носите ли аутентичную одежду?

Мне очень нравится силуэт, который образуется за счет традиционной одежды. Раньше я его надевала - на концерты или фестивали. Конечно, не всегда было уместно и удобно носить эту одежду. Я понимала, что она древняя, что еее надо беречь и меньше юзать в этой жизни с еее бешеным темпом. Хотелось просто как-то выглядеть колоритно, стильно, но не быть в полном костюме, потому что не всегда это удобно сейчас. Сейчас я аутентичных вещей не одеваю. Они для меня чисто музейные.

Поэтому стала экспериментировать со стилизациями.

С чего все началось?

С шерстяного платка, который я набросала, как шаль, на обычное черное пальто. В 2007 году этого еще почти никто не носил, и на меня смотрели кто с интересом, кто удивленно. В то время популярность народной одежды еще только начиналась. Кое-где кто-то надевал вышитую сорочку или какие-то элементы. Видела, люди на фестиваль приехали, надели вышиванки, а по окончании перед выходом под заборчиком переодевались в джинсы. А я уже из дома одевалась в этот наряд. Для меня это был праздник. Хотелось этой новой одежды.

Ожерелье - вообще моя любовь. Я видела невероятное количество ниток бус на шее на старых фото. Конечно, к традиционной одежде я такое одевала, а потом думаю: стоп, а почему только так? Начала надевать много ниток бус к современнім платьям.

 

У меня было черное платье классического кроя, расширенное книзу по фигуре. Коралловое ожерелье оттенков терракотового и оранжевого очень к нему шло. Добавила черные туфли на шнуровке. В то время это для меня было вершиной образа для выхода в свет.

Потом начала шить себе юбки.

Юбка, похоже, самый популярный объект стилизации.

Аутентичные пышные юбки - или короткие, или выцветшие. Поэтому начала шить сама. Сначала сшила стилизованную, чтобы набить руку, а потом уже взялась за традиционные. Для меня то, что традиционное, вызывает больше внимания и сосредоточенности и пиетета. Длинных юбок тогда никто не носил. Я шила длинные и пышные. Украшались такие юбки традиционно защепами, бархатными или атласными полосами. Низ юбки тяжелее за счет отделки - защепов и лент. Поэтому юбка красиво колышется при ходьбе.

Дома иногда просто вытягиваю все ткани, которые есть, и выбрасываю в хаотичном порядке в центр комнаты. Часто они составляют в этом хаосе гармоничные сочетания цветов или фактуры. Могу даже увидеть, как на улице два человека прошли рядом в каких-то цветах, и именно момент их сочетания меня вдохновляет на какую-то вещь

К своей первой изумрудной юбке пришила чорное кружево по низу. В традиции я такого не видела. Но мне захотелось это совместить.

Часто мне вещи снятся. Когда находишься все время на этой волне, мозг работает соответственно. Приснилась в 2009 году длинная юбка серого цвета. Только через две недели нашла нужную ткань, только синюю. Юбка получилась интересная: верхняя часть - в сине-белую мелкую клетку, низ также сине-белый, но цветастый.

Дома иногда просто вытягиваю все ткани, которые есть, и выбрасываю в хаотичном порядке в центр комнаты. Часто они составляют в этом хаосе гармоничные сочетания цветов или фактуры. Могу даже увидеть, как на улице два человека прошли рядом в каких-то цветах, и именно момент их сочетания меня вдохновляет на какую-то вещь.

Сочетание каких цветов считаете гармоничными?

Любимое сочетание цветов - красный, синий, белый. Или бордовый, темно-синий и молочный.

Красный и синий - для меня сочетание красивое. Древняя красная вышивка ранее на сорочках соседствовала не с черным, а с синим. Черный появился позже, из искусственных красителей. В естественных его сложно найти. Это химический краситель дает досадно черный цвет.

Когда увидела подтверждение своего любимого сочетание в традиции, поняла, что мыслю в правильном направлении. Хотя многие дизайнеры сочетание красного и синего считают безвкусицей. Даже если разместить рядом красный и синий шрифты, то получается мерцание, которое, как правило, нечитабельно.

Имею красно-синий логотип. Но я выбрала приглушенные цвета, к тому же они на белом полотне. Белый дает дыхание. Потому что когда абсолютно забить все цветом, трудно очень для восприятия.

Имею юбки: красную с синим подолом и синюю с красным.

Красный также хорошо сочетать с серым, с черным, с некоторыми оттенками зеленого. Бордовый лучше сочетать с ярким зеленым.

В одежде важно иметь чувство движения - в орнаменте или в сочетании цветов. Гармонично - когда взгляд цепляется за один цвет, а затем переходит на другой - таким образом происходит постоянное движение внимания

Советую не закрывать себя ни от каких цветов. Раньше думала, что никогда не надену коричневое или оранжевое. Но если оранжевое переместить дальше от лица или оттенить насыщенно синей лентой, оно будет иначе играть.

В одежде важно иметь чувство движения - в орнаменте или в сочетании цветов. Гармонично - когда взгляд цепляется за один цвет, а затем переходит на другой - таким образом происходит постоянное движение внимания.

Когда есть макияж, можно надевать одежду неконтрастных пастельных светлых цветов. Когда же лицо без макияжа, неяркая одежда с ним будет просто сливаться. Но есть другая опасность - слишком контрасная одежда может забрать на себя все внимание от лица.

Сочетается ли многослойный народный наряд с непокрытой головой?

Мне нравится оформлять определенным образом голову. В традиционной культуре нашей и других народов голова всегда была оформлена. Не хотелось ограничиваться только цветастым платком, который я носила вначале. Раньше он был для меня стильным решением. А потом приелся - многие стали их носить. Мне хотелось одного цвета, максимум двух, и определенной сдержанности и четкости. Надевать ленту - банально. Венок - не всегда уместно. А хотелось чего-то такого правдивого.

Так пришла идея вывязов. Они были в нашей традиции. На картинах художников, которые рисовала центральную Украину 18-19 веков, эти вывязы есть.

Голову женщины всегда пытались сделать выше и больше, выразительнее - придать ей фактуру, а самой осанке - рост. Если навязать выше или дать под них какую-то основу, будет профиль Нефертити.

Автор: Сергей Старостенко
 

Первый вывяз сделала из простой ткани. Не могла найти в то время какой-то однотонний платок, который хорошо держал бы форму. Просто отрезала ткань и свернула в несколько раз. Затем нашелся отрезок дикого чесучного шелка - он лучше держит форму. Обычный шелк - легкий и плывущий, а этот имеет хорошее трение. В традиции был шамери - так называемый бумажний шелк.

Вывяз из шелкового платка на голове хорошо оттенять контрастным цветом - под золотистый платок можно проложить синюю ленту. Синяя также хорошо будет выглядеть под оранжевым вывязом.

Вывяязы делаю с квадратного отрезка метр на метр. У меня был длинный отрезок ткани цвета фуксии. Не знала, куда его пристроить. Мои образы целиком зависят от настроения. Даже к любимому сочетанию цветов не всегда есть настроение. А тут захотела что-то подобрать к этому яркому вывязу. За полтора часа я сшила себе серую юбку. Надела также черный гольф. Когда холодно и ветер - ношу очки без диоптрий в массивной черной оправе, потому что сразу плачут глаза. Эти очки хорошо вписались в образ. Фуксия с другим ярким цветом спорит, а с серым и черным гармонирует.

Как одеваетесь зимой?

Мех стараюсь не носить. Имею разве антикварные муфты и горжетки. Нового меха не покупаю. Мне жаль животных. Меховая индустрия - это жестоко и неоправданно. Раньше люди это одевали, потому что у них не было выбора. А когда сейчас есть холофайбер, синтепух и мутон, натуральный мех - это лишнее. Искусственное сейчас очень качественное, имеет много цветов и фактур. Недавно видела курточку с подогревом в определенных местах - можно нажимать себе и синхронизировать со смартфоном.

Увидела в магазине Zara короткую шубку из бежевого синтетического меха, которая очень мне напомнила гуню. Разве что гуня тяжелее и теплее. Эта шубка сочетается с прямой юбкой. Короткая шуба делает массивной верхнюю часть тела. Если взять массивный низ и массивную обувь - весь образ будет оверсайзный и стильным. Хотя не всегда это удобно и уместно.

Если хотите выглядеть в короткой шубке более классически, подойдет прямой низ - джинсы, брюки-скинни, или же прямая юбка. Более грубая обувь немного заземлит весь силуэт. Слишком легкую обувь типа шпилек не советую, так как нарушится баланс: будет много вверху и мало внизу.

Автор: Сергей Старостенко
 

К шубе важно оформить голову. Растрепанные косы не подойдут. Когда нет расстояния между плечами и головой, силуэт сливается в одно: копна сверху и внизу ножки. Голову надо как-то визуально поднимать. Вывязы мне наиболее по настроению.

Зимой можно вывязывать ткань по принципу намитки. В традиции намитка белая и полотняная. А зимний головной убор теплый - определенная конструкция шапки и шарфа. Я люблю многофункциональные вещи: чтобы шапка легко превращалась в шарф или накидку, чтобы снуд так же мог стать накидкой на плечи. Шапочка используется в качестве каркаса. А пришитый к ней шарф наматывается на нее и добавляет тепла и объема.

Хорошим головным убором могут стать те же шерстяные платки или просто флисовый отрезок ткани. Выгодно создавать традиционную форму с не совсем традиционного материала. Или наоборот - традиционный материал, но нетрадиционная форма.

Каждому человеку подходит свой объем шапки. Объемная шапка визуально уменьшает лицо. Если же прилизаты волосы - лицо будет на первом плане, более акцентированное. У кого небольшое лицо, не особо надо стараться дать объем.

Как совмещаете с современной одеждой народную керсетку?

Керсетки создают красивый силуэт. Шить керсетку - особенно кропотливая работа. Надо вираховуаты складки и посадку по фигуре.

Имею короткую керсетку. Совмещаю ее с классической юбкой-карандашом. Не нравится, когда керсетку одевают в голых рук. Надо хотя бы минимальный рукавчик иметь под низом. С юбкой выглядит классически, поэтому руки тоже должны быть прикрыты.

Длинные керсетки до колена можно носить незастегнутыми к брюкам длиной семь восьмых. Плюс обувь на каблуках. Этот образ добавляет роста и удлиняет силуэт.

Если керсетку одеть с пышной юбкой, будет выглядеть максимально традиционно.

Если силуэт хочется визуально вытянуть, надо одевать прямые вещи под керсетку - те же облегающие джинсы или брюки-скинни.

Длинную керсетку можно носить саму - как сарафан. Но под нее все равно что-то хочется одеть. Под свою керсетку я одевала легкий сарафан. Можно надеть подьюпник - чтобы не было ощущения незавершенности. Желательно, чтобы нижняя одежда была более светлая - она будет выглядеть нежно. Темная же просто даст ощущение многослойности одежды.

 

Грубые ботинки на шнуровке, берцы, можно надеть с керсеткой и тоненьким подьюпником или платьем с шифоновым подолом.

Лет 10 назад это сочетание могло считаться неуместным. Но сейчас мода очень экспериментальная. Раньше кроссовки с юбкой никто не одевал. А сейчас это наоборот тренд. Туфли-лодочки сейчас под юбку выглядят немного скучно и устарело. Зато очень много неожиданных сочетаний очень хороши.

Мода движется к максимальному удобству. Те же кроссовки к юбке появились потому, что на каблуках не каждый может целый день выходить.

Меня очень увлекают баварские костюмы. Имею своих несколько. Их сарафаны просто невероятные: многослойные. Мне нравится многослойность образа. Так же как и в нашей традиции - там и плахта, запаска, поясок, сорочка, керсетка, кармашек.

Грубые ботинки на шнуровке, берцы, можно надеть с керсеткой и тоненьким подьюпником или платьем с шифоновым подолом.
Лет 10 назад это сочетание могло считаться неуместным. Но сейчас мода очень экспериментальная. Раньше кроссовки с юбкой никто не одевал. А сейчас это наоборот тренд. Туфли-лодочки сейчас под юбку выглядят немного скучно и устарело. Зато очень много неожиданных сочетаний очень хороши

Когда я как-то раз посещала Баварию, мне друзья подарили выбийчаную темно-синюю юбку в белый цветочек. Это вещь красивого покроя. Эта выбийка мне напомнила украинскую. Одела к этой юбке красную цветастую афганскую блузку с пышным рукавчиком, которую нашла на блошином рынке.

Сейчас почти все время ношу кармашки, которые привязываю к поясу. Кладу в них мобильный. Люблю носить небольшой рюкзак, но искать в нем телефон, когда кто-то звонит, неудобно. К тому же, его легко могут вытянуть в метро. А кармашек пристегивается к поясу, висит спереди, застегивается на одну пуговицу, Телефон все время при мне.

Преимущественно я работаю дома, а выезжаю на встречи. Конечно, если еду за тканью, в технический выезд, я ярко не одеваюсь. Но все равно люблю необычные вещи. Как кто-то сказал, жизнь слишком коротка, чтобы носить скучные вещи.

Сейчас вы читаете новость «"Часто одежда мне снится" - дизайнер Елена Дидык». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі