Ексклюзивы
пятница, 06 июля 2018 16:56

"Свадебный мужской наряд стоил, как корова" - Игорь Турейский
16

Фото: Сергей Старостенко

"Сто лет назад горловины в мужских сорочках были очень плотные и узкие по сравнению с современной одеждой. Люди были меньше. Федор Вовк по антропологическим измерениям в разных регионах писал, что в начале 20 века средний мужской рост составлял 1 метр 67 см. При этом украинцы считались выше среднего роста, преимущественно темноволосыми и темноглазыми. С короткими руками и длинными ногами. Женщины имели средний рост 1 метр 55 см. Вещи, которые сохранились - яркие свадебные, на людей молодых, почти подростковых. Поэтому они на меньших людей априори ". - рассказывает этнограф и коллекционер Игорь Турейський. Вместе со своим коллегой Максимом Очкуром он открыл в Музее Ивана Гончара выставку "Мужская ноша". В экспозиции представили мужскую одежду конца XIX - начала XX веков.

Почему древней мужской одежды сохранилось значительно меньше чем женской?

Мужской исторический наряд чрезвычайно редкок. До наших дней дошло только 10 процентов мужской одежды против 90 процентов женской. А детского наряда вообще в коллекциях не более одного процента. Детскую распашонку с Бойковщины, Межигорского района Закарпатской области мне удалось купить в прошлом году. Она с 30-50-х годов 20 века.

Очень редко детская одежда сохранялась, потому что она была недолговечной. И не все имели возможность позволить себе хорошую вышитую одежду для детей. Первые детские рубашки были одинаковыми и для девочек. и для мальчиков.

Сохранена в основном праздничная одежда. Обычная до наших дней не доживала.

Богатство костюма раскрывается преимущественно в женской одежде. Потому что ее сохранилось гораздо больше. Она намного ярче в украшениях, имеет больше форм. Она - визитная карточка традиционной одежды.

Видимо, сказалось, что создавали одежду преимущественно женщины.

В народной культуре привязка к матери и бабушке гораздо больше, чем к дедушке. Женские рубашки передавались и от свекрови невестке. Мамину вышивку ценят больше всего.

Хотя были во многих регионах мужчины, которые и вышивали, и ткали.

В гардеробе девушки на выданье должны быть от 30 до 45 рубашек. Мужчина должен иметь от 3 до 10 рубашек

Исследователь Василий Милорадович в начале 20 века исследовал быт Полтавщины, Лубенский уезд. Он говорит, что в гардеробе девушки на выданье должны быть от 30 до 45 рубашек. Мужчина должен иметь от 3 до 10 рубашек.

Как правило мужские праздничные рубашки после износа становились обыденными, а обычденные становились тряпками. Поэтому мужская одежда быстрее исчезала.

Автор: Сергей Старостенко
 

Еще и такой исторический фактор был - мужчины часто выезжали работать в город, воевали. Война мужской костюм урбанизировала. После Первой мировой в мужской костюм массово входят черты военного костюма и городской моды. Это привело к тому, что в 1950-60-х годах на свадьбе молодая могла быть одета в "всем украинском", как говорили в деревне, в венчике, корсетке, а молодой - просто в костюме и рубашке, часто в штанах-галифе.

В разные периоды жизни женщины и мужчины одежду менялся. Как менялся мужская одежда в зависимости от возраста и деятельности владельца?

Рубашка могла появиться у мальчика еще до его рождения. На Полесье существовало верование, что если женщине под подушку положить мужскую рубашку, она может забеременеть мальчиком. Возможно, это срабатывало.

Первые годы жизни девочек и мальчиков различий в одежде никаких не было. Носили одну распашонку, чаще всего перешитую с ношеной одежды родителей, которая к тому же была мягче. Уже в 1-2 года могли вышивать новенькую рубашку для ребенка. Первую рубашку для мальчика мама должна была вышить за один день, за один раз. Такое было поверье.

Очень редко дети имели сапожки. Это символ большого достатка. Сапоги в крестьянской семье были редкостью. Часто - одни на село. А позволить себе сапоги для ребенка, который растет, могли только состоятельные люди. Крестьяне часто в церковь шли босиком, и одевали сапоги только когда заходили в церковь.

Есть накидка на люльку с села Немовичи Сарненского района Ровенской области. Как правило накидку на колыбель делают из наметки, а здесь она пошита из мужской рубашки.

Автор: Валерия Радзиевская
 

Когда впервые мальчики начинали одевать штаны?

В 5 лет, когда у детей начинают выпадать зубы, им было время приступать к работе. Дети становились пастушками. У нас есть наряд пастушка - с дудочкой, кроме рубашки есть уже штанишки, шляпа и поясок. В некоторых регионах, например, на Винничине, штаны и пояс появлялись в гардеробе мальчика уже в 3-4 года.

На Полесье на Коростенщине в начале 20 века до 15 лет ребята ходили без штанов, в самой длинной рубашке. Для современных людей это трудно представить

Но во многих регионах, например, на Полесье на Коростенщине в начале 20 века этнографы пишут, что до 15 лет ребята ходили без штанов, в самой длинной рубашке. Для современных людей это трудно представить.

Как менялась одежда во время парубкования?

Парубкование продолжалось от 16 до 19 лет. Честное девство и ставное парубочество - это то, что готовило человека в будущем к браку и самостоятельной жизни. Парни уже могли ходить на вечерницы с девушками, устраивать развлечения на улице. Чтобы давать подарки девушкам, нужны были какие-то средства. Имели общую кассу - колядовали, вырубали на Крещение прорубь, помогали общине.

Яркий период вольности, кутежи парня отображался на одежде. В это время гардероб парубка был ярким. Должен был отражать и его статус, и богатство его родителей. Кроме рубашки появляются и яркие пояса, и дорогой головной убор - шапка из молодого ягненка. Появляется больше и верхней одежды. Парень поражал своей яркостью всех вокруг - и вышивкой, и дороговизной вещей.

Часто парни имели цветочные мотивы в вышивке, схожие с женскими?

Это дань моде на цветочные орнаменты, которые с конца 19 века заполонили украинскую вышивку. Предприниматель Брокар в Москве имел мануфактуру мыла. В 1860-х годах запустил дешевое мыло, к нему шли рекламки с узорами - цветочными мотивами, которые брались из голландских и французских модных журналов. Они понравились и вошли в народный быт. Прижились в орнаментах и ​​изменили кардинально традицию.

На мужских рубашках чаще всего вышивали крестик, который популярен с 19 века, хотя в целом в Украине начисляются более 200 вышивальных швов.

Горловины в мужских рубашках очень плотные и узкие по сравнению с современной одеждой. Почему шили такие малые размеры?

Люди были меньше. Федор Вовк за антропологичными измерениями в разных регионах писал, что в начале 20 века средний мужской рост составлял 1 метр 67 см. При этом украинцы считались высшими среднего роста, преимущественно темноволосыми и темноглазых. С короткими руками и длинными ногами.

Женщины имели средний рост 1 метр 55 см. Вещи, которые сохранились - яркие свадебные, на людей молодых, почти подростковых. Поэтому они на меньших людей априори.

Носили ли мужчины украшения?

Мужские украшения - редкость, но они были. Мало из них до нас дошло. Есть крест с Гуцульщины. Кресты мужчины носили во всех регионах Украины не только под рубашкой, а иногда на ленте сверху рубашки. Носили тоже кольца - из цинка, алюминия, латуни, бронзы. Серебряные и золотые носили редко.

Автор: Валерия Радзиевская
 

Интересное бисерное украшение - котильон или повисерок. Это украшение из бисера, котороле было распространено в западной Украине с 1920-х до середины 20 века. Оно получило название от названия французского вальса котильон. Девушки дарили Котильон тем парням, которые им понравилось, и приглашали на этот вальс. Ребята вешали котильон на грудь на стороне сердца на верхней одежде или цепляли к поясу. Парень должен был в ответ одарить девушку сладостями.

Девушки дарили котильон тем парням, которые им понравилось, и приглашали на вальс. На некоторых старых фотографиях видим у парня даже несколько котильонов. Это знак симпатии, которую носили горделиво на груди или на поясе

На некоторых старых фотографиях видим у парня даже несколько котильонов. Это знак симпатии, которую носили горделиво на груди или на поясе.

Эта вещь сочетает несочетаемое - танец, мужское украшение и освободительную борьбу. На многих фотографиях еще сечевых стрельцов, а в основном на фото бойцов УПА мы видим котильйоны. Котильон превратился из символа флирта на оберег и символ любви, который напоминал парню во время войны о том, что его ждут и любят.

Они были распространены во Львовской, Тернопильсткий, Ивано-Франковской области, на Буковине.

Рекрутов, которые шли в царское войско, девушки украшали лентами, букетами.

Самым богатым был, наверное, свадебный наряд.

Рождение, свадьба и смерти - три основные вехи жизни. На свадьбу одевали яркое, самое дорогое, самое богатое платье. Таким красивым как на свадьбе человек уже не был ни до того, ни после того.

Шафером на свадьбе мог быть исключительно холостой парень. Есть наряд дружбы из Закарпатья - поверх полотняной рубашки и пояса-череса дружбы носили гуню. Вся молодежь на свадьбе включая молодыми имели эти гуни. Признак дружбы - хоругов - платок на палке, который был как флаг. Дружба это знамя не отпускал из рук даже во время танца.

Есть строй жениха с Буковины. Кептарь украшенный яркой цветочной вышивкой и перьями, который после свадьбы мужчина уже не носил. Даже белые рубашка и штаны украшены мережкой, что делает одежду очень изысканной.

Какие-то элементы свадебной одежды мужчина позже мог одевать на праздники.

Почти во всех регионах Украины существовали практика, когда невеста жениху дарила вышитую рубашку.

Автор: Сергей Старостенко
 

Самым пышным был гуцульский строй молодого. Кроме базовых праздничных элементов наряда - вышитой рубашки, шерстяных брюк, пояса, безрукавки, сердака, шейного платка, дорогостоящих сумок тобивки и ташки, головного убора кресани, постолов и капчурей, видим шерстяную верхнюю одежду - манту. Этот тип одежды мужчина надевал только на свадьбу. Эта вещь длинная и дорогая, декорированная различными нитями и шнурами. Ее использовали только в один день. Их потом часто и занимали.

В начале 20 века в Полтавской губернии цена свадебного мужского наряда часто достигала от 30 до 60 рублей - 60 рублей это цена коровы

Даже летом в некоторых селах Украины девушки и парни на свадьбу надевали свиты и кожухи. Ибо день этот должен был показать все богатство. Длинная одежда больше свидетельствовала о богатстве.

В начале 20 века в Полтавской губернии цена свадебного мужского наряда часто достигала от 30 до 60 рублей - 60 рублей это цена коровы.

Как менялась одежда мужчины после свадьбы?

В зависимости от деятельности.

Чумакование было романтическим промыслом, распространенным в 15-19 веках, когда из центральных районов Украины возили хлеб в южные районы, а оттуда везли соль. Чумаки на самом деле были одними из самых богатых людей - серьезные бизнесмены, которые многим рисковали в своих поездках и могли себе позволить дорогую одежду. Чумаки носили кобеняки с капюшоном. Одевали их в основном в непогоду, но могли и на праздники.

Автор: Сергей Старостенко
 

Среди аксессуаров, которые носили мужчины - сумочки для табака, трубка, фляга.

На волах чумаки передвигались крайне медленно, но только волы могли везти тяжелый груз и переносить все трудности и лишения дальней дороги. Перейдя Днепр, если путь шел на юг, чумак мазал рубашку и всю одежду дегтем, чтобы уберечься "от чумы и от гадины". Затем доставал из телеги копье, заряжал ружье и прятал мешок с деньгами.

Как только возникала угроза нападения, чумаки строили "лагерь" в виде четырехугольника с повозок. Такой укрепленный лагерь было трудно взять нападающим. Если врагов было не так много, то чумакам удавалось от них отбиться

Кроме поставок соли, традиционным грузом было зерно, воск, мед, рыба сушеная. Кроме редких звеньев, существовали целые кооперации. Такие украинские магнаты как Терещенко, Харитоненко происходили из чумацких династий. Однако с середины XIX века чумачество как вид деятельности и промысел постепенно пришло в упадок. А вполне потребность в нем исчезла с использованием железнодорожного и речного транспорта.

Чем более зрелым становился мужчина, тем скромнее и менее ярким становился его наряд. В первые годы после свадьбы, во время удали, мужчины носили еще яркие одежды. Впоследствии он становился более аскетичным.

Если молодежь в начале 20 века могла себе позволить яркие вышивки и новые формы одежды, которые существовали в городе, то старшие мужчины надевали одежду своей молодости, которая во время их старости выглядела старомодной. Например, дед в начале 20 века на Львовщине мог одеть свиту-полотнянку.

Раньше старым человек считался в том возрасте, который сейчас можно назвать зрелостью.

По народным представлениям возраст мужчины после 35 лет, как и у женщины, уже считался недетородным. В этом возрасте часто становились уже дедами и бабами. У нас сейчас это еще считается молодостью, но тогда это была зрелая зрелость. Ведь молодежь выходила раньше замуж в 15-16 лет.

Старики часто были старцами, певцами, кобзарями, лирниками. Одежду носили очень простую. Рубашка из грубого полотна, без вышивки. Белый пояс - с неокрашенных нитей, темная свита.

Автор: Валерия Радзиевская
 

Самый архаичный регион в плане одежды - Западное Полесье, Ровенская, Волынская области. Здесь мужчины носили древние рубашки до колен с вышитым подолом и с вышивкой не на груди, а на плечах. И очень интересный головной убор - шоломок. Он изготавливался из сукна и разукрашивался цветными шнурами. Этот наряд для нас непонятный. Все очень просто, но в то же время изысканно и загадочно.

Чем была особой одежда для захоронения?

Умерших хоронили в праздничном наряде и очень часто в свадебном. Но чаще всего готовили наряды на смерть. Сейчас это тоже распространенная традиция - как хранить насмерть бутылку самогона на поминки и костюм. Мне приходилось неоднократно спрашивать хозяев: "А что это за мешок?" - "А то не трогай, то на смерть".

Даже сейчас люди иногда свои и даже материнские старинные рубашки держат на смерть.

Бывает спрашиваю: "Есть у вас кахтан?" - "Был. Ну закопали. Баба говорила, что" я к тебе с того света приду за тем кахтаном, если ты меня в нем не похоронишь".

Коллекционер из Тернополя рассказывал, что в экспедиции спрашивают бабушку, есть ли рубашки. "Есть, - говорит, - три штуки". А то борщивские, дорогие, красивые. "Никакой не продам. То мне на смерть", - уперлась бабушка. - "Да заберите себе одну, а нам две продайте". - "Э нет. Что это, я буду перед Богом в одном и том же ходить?" Три оставила на пересменку.

22-летний Игорь Турейський родился в Киеве. "Я еще застал своего прадеда 1912 года рождения. Сейчас, когда с друзьями гуляем по Мариинскому парку, говорю им:" Здесь мой прадед собирал хворост ". У них была квартира там, где отель" Киев "Прадед дожил до 95-ти лет ".

В 2013 году поступил на бакалавриат исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. В 2017 году поступил на первый курс магистратуры того же факультета. Учится там сейчас. Интересуется традиционной культурой и три года коллекционирует Украинский традиционный наряд с середины 19 по середину 20 века.

С коллегой Максимом Очкуром создали выставку исторической мужской одежды в музее Ивана Гончара "Чоловіча ноша". Имеют собственную коллекцию из тысячи предметов старинной одежды. "Начинали мы с того, что покупали старинные вещи где-то на барахолках и антикварных рынках, потом начали ездить по селам и собирать их. Объездили более 10 областей".

Сейчас вы читаете новость «"Свадебный мужской наряд стоил, как корова" - Игорь Турейский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи