четверг, 21 мая 2020 04:45

История дома переросла в историю людей, которые хранят его дух - режиссерка

История дома переросла в историю людей, которые хранят его дух - режиссерка
"Фильм "Дом" балансирует между классической документалистикой наблюдения и экспериментальным кино. В нем почти нет диалогов - это скорее поэма из движущихся изображений. Используя различные материалы, в том числе архивные кадры 1920-х годов, рефлексирует над тем, как прошлое и современность, движение и время связаны со статичностью архитектуры", - говорится в синопсисе ленты режиссерок Татьяны Кононенко и Матильды Местер. Фото: docudays.ua

Хотели посвятить кино людям, а не бетону.

Об этом говорит режиссерка Татьяна Кононенко. Вместе с немецкой постановщицей Матильдой Местер сняла документальный фильм "Дом" о первом советском небоскребе, образце конструктивизма - харьковском Госпроме. 13-этажное здание построили в 1928-м. Сейчас там в основном размещены офисы частных и государственных организаций. В частности, подразделений облгосадминистрации.

Ленту показали в национальном конкурсе "DOCU/УКРАИНА" на 17-м Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA. Проходил с 24 апреля по 10 мая в формате онлайн.

Режиссерки презентовали картину в прямом эфире.

"История дома плавно переросла в историю самых людей, которые сейчас им пользуются и сохраняют только его дух, - говорит Матильда Местер. - Мы поехали туда, чтобы сделать кино об архитектуре, а в конце концов больше заинтересовались людьми".

Кино для меня больше связано с вопросом, чем с ответом

"В фильме советского режиссера Фридриха Эрмлера "Обломок империи" 1929 года солдат возвращается в Санкт-Петербург, - рассказывает Татьяна Кононенко. - Город в кадре состоит из зданий, которых там не было. Первое, что он видит - это харьковский Госпром. Также дом культуры в Минске. Но по сюжету это показывается как в Петербурге, который становится мозаикой различных зданий со всего Союза. Этот пример для меня важен для иллюстрации всей политики советского времени. Создавали пространство не только в реальности, где на самом деле очень мало построили конструктивистских зданий. Было намерение сделать еще и виртуальное. Который никогда не существовал. Но его показывали в кино как настоящее. Это была не случайность, а программа построения параллельной реальности СССР.

Кино для меня больше связано с вопросом, чем с ответом. Мы пытались понять, где связь и разница между идеологией и искусством. Политикой партии и художниками, которые имели свое мнение относительно изменений в обществе. Российским и украинским авангардом. Но не через слово, а через монтаж.

Пытаются как-то преодолеть реальность, в которой живут

Хотели посвятить кино людям, а не бетону. Не задавали вопросы о советских временах. Было интересно увидеть их жизнь в этом доме, где они проводят так много времени. Снять то, что они хотят, чтобы мы сняли. Съемки проходили в 2012-2013 годах. Ежедневно были в доме по 10 часов.

Среди основных героев - работницы здания. Это такие "теневые" люди, "призраки Госпрома", в которых чувствуется другая эпоха. Пытаются как-то преодолеть реальность, в которой живут. Одна из них - Нина - читает стихи. Это была незапланированная сцена. Мы были у нее в гостях - не дома, а в самом Госпроме. У них есть такие маленькие каморки, где могут отдыхать. Поскольку имеют смену 24 часа. Она накрыла там стол. Потом говорит: "Я также пишу поэзию". И мы начали снимать. Без микрофона, с маленькой камеры. Для меня были важны три категории. Сочетание чего-то обыденного - как люди живут в этом пространстве - с тем, чем оно должно было быть в идеологии и в искусстве".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества - режиссерка

66 фильмов из 32 стран показали на 17-м Docudays UA. На официальном сайте фестиваля зрители могли бесплатно смотреть премьеры, мастер-классы, дискуссии, оставлять отзывы, общаться с режиссерами. Центральная тема нынешнего Docudays - взросление.

Две главные награды получила украинская лента "Земля голубая, будто апельсин" режиссерки Ирины Цилык. Победила в международном конкурсе "DOCU/МИР" и национальном "DOCU/УКРАИНА". Также стала самой популярной премьерой фестиваля. Собрала более 4 тыс. онлайн-просмотров.

Сейчас вы читаете новость «История дома переросла в историю людей, которые хранят его дух - режиссерка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи