четверг, 22 февраля 2018 05:05

Чем жил Николай Сингаевский: эксклюзивный разговор с близкими
17

Во время встречи с начальником отдела культуры Коростенского райгосадминистрации Ларисой Бондарь и завфилиалом городской библиотеки Татьяной Маевской
Фото: Предоставлены отделом культуры Коростенской райадминистрации
Вместе с народным вокальным ансамблем "Криница" Коростенского районного дома культуры
Николай Сингаевский сажает дерево возле дома-музея Ефимовича в селе Сингаи Коростенского района Житомирской области
Николая Сингаивского жители Коростенского района встречают с хлебом-солью
Николай Сингаевский сажает дерево возле дома-музея Ефимовича в селе Сингаи Коростенского района Житомирской

Автор: Предоставлено Александром Бакуменко
  Николай Сингаевский:"Нам надо правду защищать. И в этом я каюсь, и терзаюсь, грешник. И нелишне добавить - от этого все мои неприятности"
Николай Сингаевский:"Нам надо правду защищать. И в этом я каюсь, и терзаюсь, грешник. И нелишне добавить - от этого все мои неприятности"

"Известно, что правды и дерзости никто не любит. И всю жизнь я учился и стремился говорить ее в глаза, чтобы не утонуть во лжи. Нам надо правду защищать. И в этом я каюсь, и терзаюсь, грешник. И нелишне добавить - от этого все мои неприятности", - так говорил о себе украинский поэт Николай Сингаевский, автор любимой народом песни "Чернобривцы".

Николай Федорович умер 22 февраля 2013 года, болел раком. К годовщине смерти поэта Gazeta.ua пообщалась с его коллегами, друзьями и родственниками. Собрала воспоминания и эксклюзивные фото.

Виктор Васильчук, редактор газеты "Вечерний Коростень", товарищ.

"Я учился в пятом классе, когда познакомился с Николаем Сингаевским. Он приезжал в литературную студию при районной газете "Советское Полесье" в городе Коростень. Я писал туда заметки. Попросил, чтобы он подписал мне свой сборник. Николай Федорович тогда сказал, что я стану писателем. Затем судьба свела нас в 1990-х, когда я основал в Коростене свою газету. Через 9 лет мы встретились на литературно-художественном празднике "Просто на Покров". Он приезжал туда с Василием Ефимовичем. После смерти последнего Николай Федорович стал председателем комиссии литературной премии имени Ефимовича".

"Больше всего мне не хватает его звонков. Он мог набрать в любое время, расспрашивал о делах, пишу ли что-то, просил зачитать. На вопрос о его делах отвечал:"Спасибо. В трудах и с молитвой". Мы любили гулять с ним в парке, говорить о жизни. Как-то сказал, что хочет отметить свое 70-летие в родном Коростене. Я помог организовать празднование в доме культуры, звучали его песни. Я не чувствовал разницы в возрасте. Он был поем собратом. Я называл его то на "вы", то на "ты". Я удивлялся, с каким уважением от относился к женщинам, называл их княгинями или царевнами".

"Однажды он приехал в Коростень на 3 дня. Ходил по району, собирал от людей какую-то информацию. А меня где-то не было. Уже перед его отъездом встретились. Он должен был ехать в Киев на электричке, потому что на маршрутку не было денег. Водитель, как это услышал, согласился бесплатно отвезти его домой. Говорил, всю дорогу пели песни Сингаивского. Доставили Николая Федоровича под дом. Сожалею, что не побывал у него дома, хотя часто получал приглашения. Во время прощания с Николаем Федоровичем в столичном Доме писателей люди принесли много бархатцев. Помню, как цветы опустили головы, будто тоже прощались с поэтом".

Автор: Предоставлено Коростенской районной библиотекой имени Николая Сингаивского
  Николай Сингаевский с матерью Ульяной Андреевной в доме в родном селе Шатрище Коростеньского района на Житомирщине
Николай Сингаевский с матерью Ульяной Андреевной в доме в родном селе Шатрище Коростеньского района на Житомирщине

Николай Сингаевский о матери Ульяне Андреевне:

Сколько помню себя, она никогда не приседала. С утра до ночм - вся в заботах. Когда уже слишком уставала, шла в цветник и возилась у своих цветов, которые радовали глаз всеми цветами радуги. Больше всего любила бархатцы...

Лидия Власенко, методист Коростенской районной библиотеки, занимается архивом Николая Сингаивского.

"В прошлом году в декабре родственники Николая Федоровича решили поделиться с нами его личной библиотекой. Мы своим транспортом поехали в Киев, побывали в квартире Сингаевских. Там нас уже ждали внучка Оксана со своим мужем и муж дочери Светланы, а также племянник Николая Федоровича Сергей Петрович. Приятно, что мне позволили зайти в кабинет писателя. Я была поражена атмосферой в этой комнате. Там будто чувствовался нежный дух поэта. На рабочем столе лежали ручки, рукописи, на стене висел его огромный портрет. У меня навернулись слезы...В тот день мы забрали оттуда более 700 книг мировой литературы, которые принадлежали Николаю Федоровичу. Планируем дополнить наш музейный уголок литературой из личной библиотеки Николая Сингаивского, в котором уже есть тетради с рукописями и блокнот с его первыми стихами, семейные фотографии художника и другие личные вещи, которые нам подарили родные Николая Федоровича".

"Николай Сингаевский для нас - Коростенский Шевченко. Его стихи такие мелодичные... А как он любил свою малую Родину. Родственники говорили, что в последние годы его очень тянуло в родную деревню Шатрище Коростенского района Житомирской области. Любил пешком идти из Коростеня к своему селу. Именно из родного края он принимал вдохновения, очень любил местную природу, воспевал ее. Особенно, в последнем сборнике "Искоростенская радуга". Говорил, что никогда не может напиться местной родниковой воды".

Николай Сингаивский о родном крае:

В душе я чувствую безграничную благодарность своему краю. Там всю жизнь я почувствовал вкус ржаного хлеба и родниковой воды. Источники, или живые колодца - так называют их на Полесье - бьют здесь из-под каждого холма. Отсюда истоки моего творчества

Александр Бакуменко, писатель, литературовед, товарищ.

"Мы познакомились в 1963, когда я был подростком. Николай Федорович работал заместителем моего отца в Бюро пропаганды художественной литературы в союзе писателей Украины. Я хотел связать свою жизнь со словом и литературой. Отец настаивал, чтобы я получил рабочую специальность. Поэтому я закончил политех. Но Николай Федорович всегда в меня верил. Когда я приносил что-то написаное, он говорил: "С тобой стоит поработать". С тех пор мы стали связаны дружбой. Ездили вместе по всей Украине. Он был в моих родных Дергачах на Слобожанщине. Всегда говорил тост, особенно на Рождество: "Чтобы хлеб родился, чтобы скот телился. Чтобы коровы вверх хвосты носили. А нас с вами еще до рюмочки просили".

"Во время выступлений всегда держал аудиторию. Накануне тщательно готовился, делал заметки. Но на сцене рассказывал все наизусть. Делался каким-то другим Николаем".

"Мы ежедневно созванивались где-то в 7.30 утра. В последнее время ему трудно было говорить. Я его часто навещал. Перед его смертью в январе я приносил ему бархатцы. Он удивлялся, где я их брал. Я те цветы нашел у института народного хозяйства. Я стряхивал из них снег и нес товарищу. Оказалось, что перед смертью он ежедневно писал мне письма, но не отправлял. Записывал их в дневник. После смерти я прочел. Там - напутственные добрые слова".

"Помню, как он любил приезжать в родной двор в Шатрище. Там был отцовский колодец. У Николая Федоровича текла скупая мужская слеза. Вспоминал, как в детстве в том колодце было полно воды, и она была самая вкусная".

"Николай Федорович тяжело переживал смерть сына Ярослава, который умер после операции на ноге. Отец и сын были похожи, как две капли воды. Хотел, чтобы его похоронили у сына. Когда мы с ним заказывали на кладбище место для Ярослава, Николай Федорович позаботился и о месте рядом, для себя. Но все же его похоронили отдельно ".

Лариса Сингаевская, племянница

"Я всегда гордилась, что имею такого родственника. Он очень любил свой край. В 70-х годах мы часто собирались родней. Николай Петрович с братом Петром приезжали из Киева и рассказывали о тамошней жизни - друзей, композиторов, писателей. Их всегда было интересно слушать".

"Как-то Николай Федорович зашел к нам. Дома была только я. Расспросил, как дела. Пожаловалась, что надо траву косить, потому что передают дожди. Он схватил косу и пошел работать. Снял рубашку. Переживала, что солнце его обожжет. Но Николай Федорович не считался, это было ему даже приятно, наслаждался теми лучами. Я тогда мазала ему плечи простоквашей. Он радовался, как ребенок".

"Николай Федорович всегда привозил подарки, книги, газеты, помогал деньгами. Не только нам, но и соседям, жителям села. Как-то шли с кладбища, он увидел местную бабушку, поцеловал ее, дал денег. На его штанины садилась пыль. Но дяде это нравилось. Ведь даже пыль - его родная. Мог погладить собачку, которая пробегала мимо. Мне всегда казалось, что природа и он - одно целое".

Как возникли "Чернобривцы":

Стих на песню "Чернобривцы" появились в 1957 году. Будучи студентом филологического факультета Киевского университета, Николай Сингаевский со студентами-активистами впервые попал во Францию. В Париже он увидел клумбу, на которой росли бархатцы. Вспомнил свою мать, которая в Шатрище всегда сажала эти цветы. Во время ностальгии и написал стих.

В Украине музыку написал композитор Владимир Верменич. Впервые песня прозвучала в 1960-м году в Киевской филармонии на творческом вечере певца Константина Огневого. А народное признание пришло, когда он исполнял ее в Канаде.

"Летняя эстрада. Множество народа. И начинаю я петь. На втором куплете смотрю, с задних скамеек поднимаются люди и выходят, просто таки выбегают. Мне даже холод по сердцу подул. Однако через несколько минут все те люди возвращаются и несут охапками цветы, бархатцы. И пока я допел, вся сцена была в тех бархатцах", - вспоминал Огневий.

Николай Сингаивский родился 12 ноября 1936 года в селе Щатрище Коростенского района Житомирской области. Отец Федор Федорович и мать Ульяна Андривна - колхозники. До войны имели, по разным источникам, от 8 до 12 детей. После войны осталось 5. Брат Николая Петр стал писателем.

Учась в Киевском университете, Николай внештатно работал в редакциях различных газет. После окончания вуза работал заведующим отделом поэзии "Литературной Украины", заместителем директора Бюро пропаганды художественной литературы СПУ, заведующим отделом литературы и искусства журнала "Утро". На протяжении многих лет - главным редактором журнала "Пионерия".

Первые произведения печатались в районной газете "Советское Полесье" и в областной "Советская Житомирщина". Позже в газете появилась подборка стихов из напутственным словом Максима Рыльского.

1958 увидела свет первый сборник для детей "Живой колодец". Одобрительным словом о нем отозвался Михаил Стельмах. С тех пор пришло к читателю более сорока книг - поэтических и прозаических, из них - половина для детей.

На его стихи написали много песен, которые иногда ошибочно считают народными: "Чернобривцы", "Бессмертник", "Полисяночка", "В краю детства", "Солнце в ладонях", "Раскинулось наше поле" и другие. Один из сборников называется "Я родом из песни" - свидетельство любви автора к этому жанру.

Был женат с Лидией Кузнецовой, которая родила ему двоих детей - сына Ярослава и дочь Светлану. Ярослав умер после операции на ноге.

Сейчас вы читаете новость «Чем жил Николай Сингаевский: эксклюзивный разговор с близкими». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи