понедельник, 22 августа 2016 09:35

10 побед украинского кино

10 побед украинского кино

- Фильмы, которые попали в мою десятку - слишком разные жанрово и стилистически, их не стоит вносить в рейтинг с первым и последним местом, - говорит кинокритик Дмитрий Десятерик, член Международной ассоциации кинопрессы FIPRECCI и оскаровского комитета Украины. - Поэтому буду их называть по хронологии.

"Фучжоу" или "Ожидая груз на рейде Фучжоу возле пагоды", режиссер Михаил Ильенко. Украина, 1994

Учитывая трудности украинского кинематографа в середине 90-х - безденежье, развал промышленности, недостаток оборудования и кадров - достойный выход этого фильма теперь кажется настоящим чудом. Фильм одновременно и нежно-лирический, и смешной, а мечтательные герои - персонажи истинно украинские, раскрывающиеся в историях любви, разлуки и в захватывающих приключениях. Главный герой, потомок украинских эмигрантов, впервые попадает в Украину и влюбляется в деревенскую девушку. Но между парой появляются новые преграды, расстояния и испытания. Михаил Ильенко наполнил картину мистикой, фольклорной экзотикой - простые крестьяне умеют гадать и привораживать, герой исчезает в Бермудском треугольнике, а потом на другом конце света падает прямо с неба с дождем, рыбой и ветром. Вместе с тем, кино вполне современное и не оторвано от реалий начала девяностых. Эту работу Ильенко можно назвать прощанием со школой советского поэтического кино, которая теперь стала уже достоянием истории и вошла в учебники.

Награды: Диплом жюри кинофестиваля "Золотой Орел" (Россия, 1993), медиапремии кинофестиваля "Созвездие" (Россия, 1994), гран-при кинофестиваля актеров кино "Стожары" (Украина, 1995).

"Второстепенные люди", режиссер Кира Муратова. Украина, 2001

Эта черная комедия - одновременно остроумная и изысканная игра со зрителем. Став свидетелями случайной смерти одного из близнецов, зрители начинают путать живых и мертвых, чудаков и безумных, сумбур накладывается на комедийное безумие, которое так или иначе охватывает всех героев. Героиня-почтальонша, растерянный участковый врач, мафиози-бывший учитель литературы с благодушным телохранителем, душевно больные романтики, нерасторопные милиционеры - все персонажи принадлежат к людям незначительным, "второстепенным". Картина глубокая, и в тоже время, легкая. Точную режиссуру Киры Муратовой дополняет органическая игра актеров (Наталья Бузько, Сергей Четвертков, Жан Даниэль, Филипп Панов). Их персонажи - трогательные в кажущейся решимости и беспомощности, не способные на настоящую жестокость, маленькие наивные люди, которые воссоздают атмосферу нашего общества.

Награды: Главный приз Международного кинофестиваля "Go East-2001" (Висбаден, Германия); приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI; приз журнала "Сеанс" Открытого кинофестиваля в Сочи-2001.

"Шел трамвай №9", режиссер Степан Коваль. Украина, 2002.

Блестящая анимационная миниатюра о пассажирах трамвая. Каждый из его пластилиновых персонажей проявляет собственный характер и даже определенный героизм, который необходим в путешествии переполненным трамваем. Через несколько минут в вагоне разворачиваются страсти, часто встречаемые в жизни - от колоритных скандалов до страстной любви. Степану Ковалю удалось показать галерею типичных и блестящих образов украинских горожан. Работа очень остроумная, а пластилиновая техника на виртуозном уровне. Фильм захватывает зрителей любого возраста, поэтому нельзя сказать, что он только для детей или для взрослых. Возможно, трамвай Коваля - это метафора всей нашей жизни.

Награды: главный приз кинофестиваля "Крок" (Украина, 2002), премия "За чувство юмора и стиля" фестиваля "Кино-Ялта-2002", приз "Серебряный медведь" международного кинофестиваля "Берлинале" (Германия, 2003).

"Путники", режиссер Игорь Стрембицкий. Украина, 2005

Это короткометражная черно-белая визуальная поэма, снятая в "Доме ветеранов сцены" для пожилых актеров и в стационаре для психически больных. Лента появилась случайно - Стрембицкий должен был сдать дипломную работу, для которой получил на кинофакультете только отрывки старой кинопленки - бракованную "Свему". Их еле хватало на короткометражку, и практически все снято с первого дубля. За камерой стоял сам режиссер. Здесь есть и кадры, которые заставляют задуматься о старости и безумии - старый слепой актер читает стихи о любви, пациенты психдиспансера радостно улыбаются на камеру - а также легкие, теплые сцены семейного уюта, детских шалостей, и поэтические образы весенних садов, грозы, и мягкие народные песни. Все эти сцены, как частицы мозаики, образуют полотно нашей действительности, запоминающееся с первого просмотра.

Награды: "Золотая пальмовая ветвь" конкурса короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля (Франция, 2005)

"Назови свое имя", режиссер Сергей Буковский. Украина-США, 2006

Эта документальная лента является наиболее достойным, с художественной точки зрения, попыткой осветить трагедию Холокоста в Украине 1941-42 годов. Исполнительным продюсером выступил Стивен Спилберг, знаменитый американский кинорежиссер еврейского происхождения (оба его деда эмигрировали из Украины). Буковскому удалось почти невероятное - рассказать о самом страшном на изысканном поэтическом киноязыке. В основу фильма легли видеопоказания тех, кто пережил Холокост. Над записями работали волонтеры фонда "Шоа", основанного Спилбергом (с иврита "шоа" переводится как "холокост, катастрофа"). Очевидцам событий Второй Мировой пришлось вспоминать годы детства, когда им было по 8-10 лет. Одна из героинь рассказывает, как ее родители прятали евреев на чердаке своего дома, где также был генштаб фашистских оккупантов. Когда эти истории получили огласку, израильский Институт исследований Холокоста предоставил украинским спасателям звание Праведников народов мира, их имена высечены на Стене плача в Иерусалиме. На сегодня фильм "Назови свое имя" остается самой содержательным работой, посвященной трагедии Бабьего Яра.

Награды: специальная награда Института исследований Холокоста (Израиль).

"Кросс", режиссер Марина Врода. Украина, 2011

Это короткометражка в жанре романа воспитания о становлении главного героя как взрослого человека. Видим, как 14-летний ученик на уроке физкультуры сдает кросс вместе с одноклассниками в лесу возле школы. Ему некомфортно среди сверстников, он отдаляется от класса и ищет не одобрение старших, а убежища от мира, давления которого не выдерживает. Через историю школьника режиссер изображает основные этапы человеческой жизни от рождения до смерти: ребенка учат ходить, заставляют бежать, а дальше сам убегает в поисках своего пути. Марина действует как опытная документалистка - воздерживаясь от личных оценок, оставляя зрителям только надежду, что свой жизненный кросс герою - как и всем нам - удастся пробежать успешно.

Награды: "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля в короткометражном конкурсе в 2011 году.

"Все пылает", режиссеры: Александр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стойков. Украина, 2014

Наиболее зрелищная работа среди всех документальных фильмов о Майдане. Его снимали трое бывших фоторепортеров, поэтому уделили особое внимание деталям - этого не увидишь ни в одном другом кино о Революции. Авторы показали насилие на Майдане как общую трагедию, которая поразила все украинское общество, независимо от политических взглядов. В центре сюжета - конфликты между майдановцами и силовиками, подготовка к противостояниям и их последствия. Здесь нет расследований, комментариев, подчеркивающих чью-то вину или правоту. Участники мирного протеста, сотники самообороны, антимайдановци, вооруженные спецназовцы, коммунисты, плачущие над обломками памятников - каждый здесь имеет свои мотивы и потери. Символично в последних кадрах звучат слова молитвы: "как и мы прощаем должникам нашим".

Награды: призер фестиваля DOK Leipzig (Германия, 2014), приз за лучший документальный фильм фестиваля Sheffield Doc / Fest (Великобритания, 2015), премия "Европейский киноприз" за лучший документальный фильм (Германия, 2015).

"Майдан", режиссер Сергей Лозница. Украина-Нидерланды, 2014.

Это авторская хроника событий Революции Достоинства - с первых дней и до прощания с героями Небесной Сотни в конце февраля 2014 года. В отличие от авторов других документальных фильмов о Майдане, Лозница сосредоточился не в противостоянии народа и силовиков режима Януковича, а подробно передал особенности повседневной жизни мирного протеста. Трогательные моменты взаимной помощи, звуки уличных концертов, зимние костры, нехитрые баррикады из мешков со снегом, ежедневные хлопоты волонтеров - длинные сцены, в которых вроде бы не происходило ничего необычного, но и оторваться от них невозможно, это гипнотические кадры. Те несколько фрагментом ужаса, случившегося в те дни, автор показал таким образом, что они лишь подчеркнули: это было эпохальное событие для Украины, определяющий поворот истории. Благодаря чрезвычайно внимательному режиссерскому взгляду и филигранному монтажу "Майдан" можно считать наиболее художественно совершенным фильмом о Революции Достоинства.

Награды: гран-при кинофестиваля "Астра" (Румыния, 2014), приз в номинации "Лучший документальный фильм" Иерусалимского и Лондонского кинофестивалей (2014) и Международного кинофестиваля по правам человека в Нюрнберге (Германия, 2015).

"Племя", режиссер Мирослав Слабошпицкий. Украина-Нидерланды, 2014.

Эта криминальная драма стала полнометражным дебютом режиссера. Главный герой - молодой человек, попавший в интернат для несовершеннолетних с проблемами слуха. В жесткой уголовной иерархии среди воспитанников быстро находит свое место. И из-за чувства к девушке из интерната парень попадает в настоящий смертельный конфликт внутри племени диких подростков. Никаких диалогов между персонажами не происходит, зритель оказывается в мире жестов и шокирующих молчаливых сцен. Вместо слов и криков автор нашел абсолютно новый киноязык выразительной хореографии, потому эта картина - своеобразная пластическая поэма, фильм-танец. Ничего подобного критики не называют ни в отечественном кино, ни в европейском.

Награды: приз "Открытие года" Европейской киноакадемии (Латвия, 2014), четыре награды в спецноминации Каннского кинофестиваля (2014, Франция) награда за лучший дебютный фильм Лондонского кинофестиваля (Англия, 2014); лучший иностранный фильм, по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (США, 2015), премия "Фильм года" Национального союза кинематографистов Украины (2015), лучший иностранный фильм, по версии Австралийской ассоциации кинокритиков (2016) и многие другие.

"Родные", режиссер Виталий Манский. Германия-Латвия-Эстония-Украина, 2016

Очень личное кино о родственниках режиссера, которые по-разному переживают события, связанные с российской агрессией в Украине. Снимая фильм, Манский с весны 2014 до 2015 посещал украинских родственников во Львове, Одессе, Киеве, Севастополе, Донецке. В Украине живут его мама и тети, племянники, дедушка, двоюродные братья и сестры. Все они имеют разные профессии, взгляды на жизнь и политические убеждения. Автор дает слово каждому - часто и сам появляется в кадре, ставит вопросы (прием, для документалиста довольно рискованный), но никаких споров не заводит и не дает личных прямых оценок. Ведь речь идет не о поисках виновных, а о трагедии семьи режиссера, где из-за событий последних лет родные люди становятся совсем чужими. Карьера Манского сложилась в России, с прошлого года он живет в Латвии. Но между строк явственно ощущается самоопределение режиссера как украин ца. На премьере Манский признался: где бы он ни был, чувствует себя львовянином.

Награды: премия "Лучший документальный фильм" Карловарского международного кинофестиваля (Чехия, 2016).

Сейчас вы читаете новость «10 побед украинского кино». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи