пятница, 15 мая 2015 00:20

Перед смертью Вадиму Ильенко приснился покойный брат

Перед смертью Вадиму Ильенко приснился покойный брат

— Брат в кино меня занес в прямом смысле. Я же у него на руках вырос, — говорит режиссер Михаил Ильенко, 67 лет. Весть о смерти его старшего брата Вадима застала Михаила Герасимовича в Лос-Анджелесе, США. 9 мая там открыли фестиваль украинского кино. Показ комедии "За двумя зайцами" начали минутой молчания. Оператором этой картины был Вадим Ильенко. 11 мая в столичном Доме кино прощались с Вадимом Герасимовичем. Ему было 82. Несколько лет назад перенес инсульт. Ему было трудно двигаться и разговаривать. Ушел из жизни в канун дня рождения еще одного брата — Юрия. Юрий Ильенко умер пять лет назад в 73.

— Он приснился Вадиму на черном коне в ночь на 8 мая, — говорит 63-летняя Людмила Ефименко, жена Юрия Ильенко. Актриса не снимает темные очки. — Все женщины сходили с ума от Вадима. Его покойная жена Эмилия ради него бросила профессию и родину. Переехала из Румынии в Киев, посвятила себя воспитанию дочерей, а затем — внуков.

Вадим Ильенко родился в Новомосковске на Днепропетровщине. Имел трех младших братьев. Один из них умер от истощения во время эвакуации в Сибирь в течение войны. Двое других — Юрий и Михаил — следом за Вадимом увлеклись фотографией и вступили во ВГИК. Семья Ильенко тогда жила в бараке на территории одного из московских заводов. Туда после войны перевели работать их отца, инженера-строителя.

В 1955-м Вадим Ильенко из Москвы переезжает в Киев. Становится оператором на киностудии им. Довженко. Часто работает в режиссерских работах братьев. Поставил семь лент.

— Из жизни буду идти, а перед глазами будут стоять кадры из "Вечера на Ивана Купала". Где татары по воде гонятся за матерью с ребенком, — говорит режиссер Виктор Гресь, 75 лет. — Я как раз тогда только приехал из ВГИКа на практику в Киев. Понял, что не вернусь в Москву. Потому что если здесь есть такие мастера, как Ильенко — украинское кино великое.

Нынешний директор киностудии Довженко, режиссер Олесь Янчук, 58 лет, познакомился с Вадимом Ильенко в середине 1970-х.

— Он был из тех, кто искренне радовался успехам других. Этому трудно научиться, — вспоминает. — Наши дачи рядом. У Вадима Герасимовича в 1991-м вышел фильм "Последний бункер". Первый этаж его дачного домика был наполовину в земле, как будто бункер подпольщиков из УПА. Я никак не мог развести огонь в камине. А он объяснил, что надо сначала зажечь огонь — дать толчок теплу, а уже потом раскладывать дрова.

Актер 55-летний Владимир Шпудейко сыграл в двух режиссерских работах Ильенко.

— У Вадима Герасимовича все учились, что такое быть настоящим мужиком, профессионалом. Он ночью в лесу только с помощью объектива и камеры без всякого освещения мог сделать такую картинку, что мозг отказывался понимать, как это возможно. Это видно в его фильме "В лесах под Ковелем". В ленте "Передай дальше" о послевоенной Одессе я играю проходимца Лешку. Хотя на эту роль должны были пригласить штатного "киноалкоголика" и "убийцу" из Ленинграда. Ильенко говорил, что ему нужно только мое умение отбивать чечетку для общего плана в кабаке. Часто слышу, что "Передай дальше" — это лучший фильм об Одессе.

До 2008 года Вадим Ильенко преподавал операторское мастерство.

— Каждый из нас наверно услышал, что в кино не может быть фона, а только задний план, — говорит Олег Суворов, бывший студент Ильенко. — Часто лекции проводил в гараже. Просил ребят помочь, если не чинилось что-то в машине. Если же у кого-то из нас был день рождения — никогда не отказывался прийти поздравить.

— В Голливуде существует понятие "польский оператор" — как знак качества, — говорит кинокритик Алек Шпилюк, 57 лет. — Юрию Ильенко когда-то тоже предлагали перебраться за океан. Он испугался преследования КГБ своих родных и остался в СССР. Как знать, как бы звучало имя Вадима Ильенко, если бы он имел возможность поработать на Западе. Потому что был не менее искусным с камерой, чем его брат Юрий. В истории кино трудно припомнить, когда выдающийся оператор может быть хорошим режиссером. Братьями Вадимом и Юрием следует гордиться. Часто вспоминаю шутку покойного Вилена Калюты (оператор "Утомленных солнцем". — "ГПУ"). Как-то его спросили, смог бы он снимать после 100 граммов водки. Отвечает: почему бы нет? А после бутылки? Тоже. А после литра? Говорит: смог бы, но как режиссер.

Похоронили Вадима Ильенко в Киеве на Совском кладбище возле могилы жены.

Сейчас вы читаете новость «Перед смертью Вадиму Ильенко приснился покойный брат». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи