четверг, 04 января 2018 06:25

На представление "Пепел" за два месяца нельзя приобрести билеты

 

— Поколение 30–40-летних возглавило украинский театральный процесс. Это чуть ли не важнейшее явление последних лет в нашей культуре, — говорит театровед Ирина Чужинова, 33 года.

Андрей Билоус — один из тех, кто обеспечил позитивный сдвиг. Он — идеолог, стратег столичного "Молодого театра". Сделал его сцену открытой для молодой режиссуры.

— За первые 15 лет жизни в Киеве был в Молодом три-четыре раза. Не нравился этот театр, хотя дружил с отдельными актерами. В частности, с Ирмой Витовской и Станиславом Бокланом, — рассказывает художественный руководитель киевского "Молодого театра" 41-летний Андрей Билоус.

— Удивился, когда пять лет назад мне предложили стать главным режиссером Молодого. Сказал, что соглашусь уйти из театра на Левом берегу лишь, если предложат должность художественного руководителя.

Как сотрудничаете с актерами?

— На первом курсе у меня преподавал Богдан Бенюк, который тогда работал с Сергеем Данченко в театре Франко. Рассказывал, что тот почти ничего не режиссирует. Они все сами с Анатолием Хостикоевым придумывают — подходы к ролям, применению определенных приемов. Это была известная техника Данченко. Заставить актера поверить, что сыграть именно так — это его изобретение, а не режиссера. Именно так упасть на землю, удариться головой, почесать шишку. Тогда актер будет делать это добросовестно каждый раз. А не в полсилы, потому что так сказал руководитель. В Молодом применяю этот же метод. Он единственно правильный и максимально эффективный.

Почти все представления ставите с художником Борисом Орловским.

— По образованию он актер. Проживает образы каждого персонажа, когда их создает. Чувствует, какая одежда должна быть у героя — узкая или широкая. Где ему лучше сделать карман и какой — внешний или внутренний. Костюмы Борису удаются лучше всего. Сценографию создаем вместе. Также он всегда тщательно относится к замечаниям режиссера.

Что для вас хорошее представление?

— Удалась ли постановка, может определить лишь зритель. Внимательно отношусь к реакции. Не верю, что люди, которые приходят к нам, не разбираются в красоте, искусстве, не умеют чувствовать и сопереживать. Лев Толстой говорил, что искусство не должно быть сложное. Если оно не понятно каждому человеку — значит, это плохое искусство. Поэтому если зритель уходит посреди представления — для меня это знак, что я не доработал. Шлифовать постановку нужно до тех пор, пока будет полный зал. Если никак не удается этого добиться — нужно снимать представление.

Как изменился зритель за последние годы?

— Каждый режиссер имеет свое представление о том, как наполнить зал. Богдан Струтинский в киевской оперетте держит когорту менеджеров, которые по телефону и через интернет продают билеты. Эдуард Митницкий (руководитель киевского Театра на Левом берегу. — ГПУ) и Михаил Резникович (руководитель киевского театра Леси Украинки. — ГПУ) считают, что зрителю нужна комедия. Чтобы было смешнее и проще, тогда билеты раскупят. Трагедию и драму ставят меньше. Мол, и так сложные времена. Мой рецепт полного зала и хорошого менеджмента простой — нужно ставить представления, которые бы по-настоящему волновали зрителя. Чтобы он посмеялся, поплакал и перезагрузил свою эмоциональную систему. Чтобы вышел довольный и рассказал друзьям, что в театр нужно идти.

Полностью отказались от "борзовиков", которые были в театрах десятки лет подряд. Они ходили по предприятиям и за "откаты" руководству продавали билеты. Чтобы те загнали рабочих в театр. Такой зритель по принуждению придет максимум один раз.

Как наставляете молодых режиссеров?

— Когда пришел в театр, хватался за голову на сдачах представлений. Деньги потратили, костюмы пошили, декорации сделали, а на сцене нет жизни. Закатывал рукава и переделывал все сам. Ничего хорошего из этого на выходило. Теперь мне уже чуть проще, потому что работать пришло поколение моих студентов. Они знают требования и сразу выполняют работу так, как нужно. Хватает два-три раза зайти на репетиции, скорректировать отдельные неточности. Например, Саша Меркулова ставила "Пепел". Три года ходила за мной с этим материалом. Отвечал, что тема сложная для зрителей — еврейское гетто. Она настаивала:"Дайте возможность сделать представление хоть на 20 минут. Чтобы доказать, что спектакль будет интересен". Это постановка по мотивам эпического романа "Вечный шах" литовского писателя Ицхокаса Мереса. Произведение имеет сложную драматургическую структуру, и Саша запуталась. Сделала интересное представление, которое невозможно было смотреть. Поменял местами эпизоды. Никак иначе не вмешивался в постановку. Теперь на "Пепел" за два месяца нельзя приобрести билеты. Представление трогает своей глубиной и красотой.

Хорошая современная пьеса для меня — такая, которая за 50 лет может стать классикой. Та, что написана сегодня о вчера — неинтересная. Так же, как вчерашняя газета.

В прошлом году стартовал проект "ПроЗаТеатр". Результатом стало представление "Гагарин и Барселона". Мои студенты поставили рассказы Юрия Винничука, Любка Дереша, Евгении Кононенко, Сергея Жадана и Руслана Горового. Этот проект показал мне, насколько интересную имеем современную прозу. Надеюсь, что драматургия сравняется к ней.

29 декабря в киевском "Молодом театре" состоялась премьера представления Андрея Билоуса "Город Солнца" по мотивам пьесы "Мастер Сольнес" норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Сейчас вы читаете новость «На представление "Пепел" за два месяца нельзя приобрести билеты». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи