Директор Международного центра перспективных исследований Владимир Никитин, 62 года, считает, что разрешения на последипломную деятельность выпускнику должны были бы предоставлять профессиональные объединения.
Украина стремится в Европу. Что это значит для украинского образования?
— Там нет единой системы образования. Но если мы хотим идти в Европу, то должны в первую очередь понимать, как там работает общественный механизм и рынок труда, чтобы наши дети могли спокойно жить в любой стране ЕС или создавать Европу в Украине. Мы не приблизимся к европейскому образованию, если скопируем их учебные планы. Следует внедрять в первую очередь стандарты жизни. Потом должны подумать, в чем наши преимущества и в чем можем себя проявить. Украина в свое время была мощным центром подготовки студентов для стран Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Это давало большие средства для бюджета. А также улучшало систему образования: научиться можно тогда, когда учишь другого. Если бы наше образование восстановило эту функцию, то значительно приблизилось бы к Европе.
Не много ли в Украине вузов?
— Базовое образование важно потому, что оно формирует граждан. А высшее должно готовить тех, кто будет двигать общество. Оно определяет для успеха страны.
Но массовое высшее образование — это нонсенс. У нас есть культ диплома, особенно государственного. Значительное количество вузов выдают молодым людям дипломы, но не готовят их ни к рынку, ни к жизни. В одном из украинских городов я видел объявление о том, что фирме нужен юрист, но отмечалось, чтобы выпускники местного вуза не беспокоили. Парадокс: в стране целая армия выпускников с дипломами, а на рынке труда дефицит специалистов. Хорошего юриста или инженера найти тяжело.
Насколько угрожающа для высшего образования его коррумпированность?
— Легализация взяток в вузах возмущает. Сложилась четкая система оплаты за каждый зачет и экзамен. Ситуация в образовании способствует созданию представления, что все покупается. На Западе тоже много чего покупают, но все же существуют сдерживающие механизмы, критерии поведения, институты наблюдения и наказаний.
Плохо, что у нас нет влияния профессионального содружества на систему образования. Мировая практика такова: диплом выдает высшее учебное заведение, а лицензии и разрешения на деятельность — профессиональные объединения, выдвигающие свои требования.
Массовое высшее образование — это нонсенс
Качественное ли в Украине частное образование?
— Но у нас его нет. Есть только частные формы заведений. У них приблизительно такие же программы, как и государственные, потому что это требование для получения аккредитации и выдачи дипломов. Но нет такой системы частного образования, которое давало бы возможность студенту учиться по индивидуальным программам. На Западе это есть. Особенно если студент второго-третьего курса уже пристроен к работодателю. Даже в России так делают. Их олигархи с разрешения государства создают свои учебные заведения под новейшие программы. Потому что уже столкнулись с тем, что система управления страной и корпорациями не обеспечена кадрами, вузы их не готовят.
В настоящее время достаточно много школ становятся специализированными или гимназиями. Может ли обычная школа дать хорошие знания?
— Нормальные знания может дать любая школа, независимо от названия. Но если там есть люди, понимающие свое предназначение.
Большая ли разница в качестве образования сельской школы и городской?
— Сельская жизнь устроена принципиально иначе, чем городская. Она держится на традициях и семейных отношениях. Городская — на твердых правилах и законах. Поэтому к жизни в городе можно подготовить только в городской школе. Хотя и в сельской может вырасти интеллектуал. Но попав в город, он не сможет сразу стать лидером и успешно реализоваться.
Стоит ли с первого класса заставлять детей изучать иностранные языки?
— Языки нужно осваивать с детства. Акцент на украинский идеологически правильный, но экономически важно изучать английский и другие. Потому что в нынешнем мире глобализации без этого нельзя нормально работать. Требование дня — многоязыковое и многокультурное воспитание. Этого наша школа пока не дает.
Что лучше делать детям в свободное от учебы время — отдыхать или дополнительно учиться?
— В настоящее время отдыхать вообще не получается. Жизнь должна быть заполнена, а детский досуг — организован, насыщен и полезен, который бы развивал.
В английских частных школах было два ведущих предмета — греческий язык и футбол
Когда-то в английских частных школах было два ведущих предмета — греческий язык и футбол. Считали, что греческий воспитывает формальное мышление и терпение, а футбол — лидерские качества и выносливость. Эти четыре качества — важнейшие для воспитания будущих лидеров.
Престижны ли образованность и интеллектуальная деятельность?
— Средства массовой информации подняли только престиж работы в сфере шоу-бизнеса — ви зажисто в, продюсеров, артистов, певцов. Все это воспроизводится через "Фабрики звезд", гламурные тусовки, фестивали и тому подобное. Создается впечатление, что это дает легкие деньги. Но в действительности рядом существует другой мир, где делают большие программы и проекты. В системах принятия решений, бизнесе, международных отношениях нужные образованные люди, и там проходит жесткий отбор.
Комментарии