Денис Селезнев
Выбор зла в изобилии предоставляется людям Очень легко: ровен путь и обитель его совсем близко, А преддверием доблести пот установлен
22.08.2014
3

Вместо ракет "Южмаш" будет производить грабли

Ракетно-космическая отрасль Украины, которая справедливо считается одним наиболее ценных элементов советского промышленного наследия, ввиду нарастающего разрыва украино-российских отношений, обречена на исчезновение. На сегодня, основная продукция которую предлагают отечественные ракетостроители, это советские разработки, многие из которых были некогда средствами доставки ядерного оружия. Так "Циклон" это потомок созданной в 1968 году ракеты Р-36 (SS-9 "Scarp"), "Днепр", ранее носил название РС-20 (SS-18 "Satan") и один лишь "Зенит" разрабатывался в 70-х годах, как гражданский ракета-носитель. Естественно, что в создании столь сложных изделий, участвовало множество предприятий в разных регионах СССР. Что и обуславливает и по сегодняшний день зависимость Украины от поставок комплектующих из России.

Так большие надежды украинские ракетчики много лет возлагали на украино-бразильский проект по запуску ракеты "Циклон-4". Суть проекта, стартовавшего в 2002 году, заключалась в организации на бразильском космодроме Алкантара многократных запусков этой украинской ракеты. Согласно амбициозным планам организаторов, украинцы и бразильцы планировали занять до 10% рынка космических пусков, объемы которого достигают $100 млрд. в год. Однако, по политическим и финансовым причинам первый пуск по этому проекту постоянно откладывался. "Циклон-4" изначально должен был стартовать в 2006 году, потом в 2009, в 2013 и вот теперь запуск перенесен на 2015. Но перспективы успешной реализации проекта становятся все более туманными. Ведь не смотря на то, что Украина здесь выступает прямым конкурентом России, реализация программы без привлечения российских предприятий невозможна. В частности, двигатели 1-й и 2-й ступеней "Циклонов" изготавливают в Днепропетровске по лицензии подмосковного НПО "Энергомаш", а сами стартовые комплексы производит российское КБ Транспортного машиностроения.

Естественно, что исключение российских предприятий из производственной цепочки, отложит первый запуск на много лет, если не навсегда. Тем более, что война и политическая нестабильность делают Украину, и ранее не выполнявшую своих обязательств, практически недееспособной в космических проектах. Поэтому неудивительно, если вместо украинских "Циклонов", с бразильского космодрома будут летать ракеты семейства "Ангара".

Более успешным проектом стала ракета-носитель "Зенит", созданная в 80-х годах. На сегодняшний день уже состоялось более восьмидесяти пусков. Однако, и она не является украинской ракетой в полном смысле этого слова. Украина осуществляет сборку и производство некоторых систем для стартового комплекса. Однако разгонные блоки этих ракет и многие комплектующие, также производятся в России. Кроме того, проекты "Морской старт" и "Наземный старт", в рамках которых применялась ракета, находятся под управлением России. В итоге, с разрывом сотрудничества, наиболее успешная украинская ракета обречена оставаться невостребованной на мировом рынке пусковых услуг.


Подобная судьба ждет и ракету "Днепр", которая является более-менее глубокой переделкой межконтинентальной баллистической ракеты РС-20. Весь проект завязан на сохранившиеся у России запасы этих баллистических ракет, а потому без участия российской стороны продолжение его также не представляется возможным.
По сути, единственной формой участия Украины на международном рынке ракетно-коссмических технологий после разрыва с Россией, может стать американский проект "Антарес". Первый запуск этой ракеты успешно состоялся весной прошлого года. И хотя украинские журналисты любят назвать эту ракету украино-американской, в реальности участие Украины ограничивается производством топливных баков и отладкой некоторых элементов управления. Базой для "Антереса" являются все те же пресловутые российские ракетные двигатели, без которых данная ракета просто не существовала бы.
Таким образом, как и во времена СССР, все проекты отечественных ракетчиков полностью завязаны на сотрудничество с российскими предприятиями. Разрыв этого сотрудничества, окончательно превращает "Южмаш" в производителя сельсхозтехники. Впрочем, и здесь возможны проблемы, ведь двигатели для днепропетровской техники по прежнему поставляют из России и Белоруссии. Если и здесь возникнут проблемы, то останется лишь садовый инвентарь, производством которого вот уже второе десятилетие, не брезгуют в Днепропетровске.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі