Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
19.07.2014

Скорее сократят зарплаты бюджетникам, а потом…

"Для финансирования восстановительных работ на Донбассе нужны миллиарды... Мы будем рассматривать законопроект о внесении изменений в Закон о государственном бюджете Украины. Уже сейчас разрыв между доходами и расходами составляет 14,5 млрд. грн., который надо покрывать. Нам снова надо принимать очень сложные решения, за которые я как глава правительства готов брать персональную ответственность", – сказал на последнем заседании Кабмина Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Итак, что происходит с нашей экономикой, у которой уже сейчас дефицит госбюджета 14,5 млрд. грн.?!

По-моему, если брать "на круг" то, что у нас происходит, - пример Греции очень поучителен. Почему? Потому что по некоторым данным размеры наших обязательств уже в десятки раз превышают размеры доходной части нашего бюджета. Не лишним будет напомнить, что по данным Госстата Украины за I квартал 2014 г. прибыль украинских предприятий составила 101 млрд. 734,4 млн. грн., а убыток - 230 млрд. 211,8 млн. грн. Плюс к этим огромным убыткам, по подсчетам экспертов, на сегодняшний день банковской системе Украины не хватает для стабильной работы около 50 млрд. грн. Вот почему А.Яценюк срочно распорядился готовить изменения в Закон о госбюджете.

Как и прежде, мы снова наступаем на те же грабли. Настоящего реформирования экономики так и не происходит. Почему? Потому что Конституцию Украины с её правильными, в основном, положениями фактически подменил нахрапистый авторитаризм Януковича. С точки зрения построения современной инновационной экономики годы правления В.Януковича - это годы безвозвратно потерянных возможностей, невиданного расцвета коррупции, тупого блефа с расчетом на пугливую западную публику и основательно дезориентированного украинского общества.

В результате в Украине уже почти полгода как Януковича нет, зато по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса. Рынок вроде бы и существует, но преимущественно без здоровой конкуренции, поскольку в стране по-прежнему свирепствуют монополии олигархов, как правило, с привлечением властного "административного ресурса". Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в Украине, в принципе не может быть эффективной. И мы не можем получить бюджета развития.
В таком вот довольно незавидном институциональном состоянии Украина довольно смело погрузилась в проблемы вооруженного конфликта на востоке страны. И естественно очень скоро общеэкономический негатив дал о себе знать. Бюджетные средства стали быстро таять без каких-либо убедительных признаков улучшения состояния дел с кредитованием реального сектора экономики. Выяснилось, что финансовая помощь, оказанная банкам, материализовавшись в доллары, возможно, даже стала уводиться за рубеж, несмотря на грозные окрики руководства страны. И только в эти трагические дни до многих в стране наконец-то дошло, что для определенной части украинской бизнес-элиты, намертво сросшейся с властью, судьба Украины - не более чем пустой звук. Некоторые из них даже не возвращаются в родную страну.
Так что же делать в текущей ситуации? Задача понятная и одновременно очень сложная – это как можно быстрее и эффективнее снизить размеры расходов бюджета, исключить те статьи, которые были пролонгированы коррупционными, административными и прочими ресурсами. Для чего оперативно провести, где надо аудит, контрольно-счетную проверку и т.п. Другое дело, понимают ли наши финансовые власти, что мы уже масштабно вошли в греческий сценарий, учитывая, что в отличие от них, у нас идет война на востоке страны?!

Поэтому сегодня для нас есть фактически два пути. Первый, как сказал вчера на заседании Кабмина А.Яценюк – это снижать социальные издержки, т.е. уменьшать выплаты или замораживать индексацию зарплат в бюджетной сфере, пенсии и плюс повышать налоговое давление на бизнес и богатых. Я предлагаю второй путь оптимизации государственных расходов – это непосредственное сокращение расходов на госаппарат, резкое сжатие зоны коррупции и прежде всего в госзакупках. Например, надо тщательно и с пристрастием проверить государственные закупки на предмет: "Зачем это нужно стране, ведущей АТО на своей территории?". С конкретными и развернутыми ответами на вопросы: зачем именно сейчас этот проект нужен? Что он дает для государства и насколько жизнеспособен? Насколько заявленная цена за услугу или товар соответствует рыночной? Убежден, что после ответов на эти вопросы, очень много слетит и сократится статей расходов из госбюджета.

Правда, на деле всё же скорее сократят зарплаты бюджетникам, а потом, возможно, и пенсии. Но до сокращения пенсий, надеюсь, дело не дойдет, а если и дойдет, то в последнюю очередь. И скорее посоветовал бы нашим властям посмотреть на то, сколько стоят инвестиции в Украине и сколько они же стоят, например, при строительстве дорог в странах ЕС и США. Понятно, что у нас будет гораздо дороже. А вот если все эти цены и сметы проинвентаризировать, то их в первую очередь и нужно будет уменьшать, приводя в соответствие с евростандартами.

Словом, уже нам деваться некуда, надо переходить к бюджетному финансированию по проектам, а не по статьям. К примеру, есть конкретный проект с ожидаемым конкретным результатом – его и финансировать. И тогда мы научимся экономить, не будем впредь вбухивать деньги в бездонную бочку, когда нельзя проверить результат.

Но самое главное последствие этого заседания КМУ – это то, что был подан первый знак такого плавного бюджетного кризиса в Украине. Конечно, он не мгновенен, и может продолжаться долго. Но он означает то, что государству больше не удастся так дешево, как раньше, занимать деньги. Что это значит для нас, думаю, уже всем нам понятно.

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі