пятница, 08 января 2016 07:40

"У нас на одного учителя приходится восемь учеников, в европейских странах — 17"

 

— Изменения в образовании произойдут в 2018-м. Сейчас должны принять ряд законов. Самый главный — об образовании. По нему учеба в школе будет длиться 12 лет. Будет четыре года начальной школы, пять лет — базовой и 3-летняя старшая школа, — говорит заместитель министра образования 55-летний Павел Хобзей. Он соглашается встретиться в воскресенье вечером во Львове. На встречу приходит пешком. Одет в джинсы и пуховик. Говорим о реформах в образовательной сфере.

— Дети, которые в 2018-м закончат девятый класс и захотят продолжить среднее образование, должны будет сдать внешнее независимое оценивание. Дальше, в зависимости от наклонностей и академических достижений ребенка, — учеба по трем направлениям. Первое — общеобразовательный многопрофильный академический лицей для школьников, которые планируют поступать в вузы. Второе и третье направления — специальное образование, лицей и колледж. Лицей будет готовить квалифицированного рабочего, а колледж — руководителя среднего звена на производстве или в сфере услуг. С аттестатом профессионального лицея или колледжа можно поступать в университет.

Где будут находиться старшие школы?

— Это одно из направлений реформ. В законе мы написали, что в лицее может быть не менее 75 учеников на параллели. Или 100, если заведение многопрофильное. Ученики будут выбирать предметы для углубленного изучения — не больше восьми на семестр. Нужно преодолеть неэффективную многопредметность в школе.

В городах с этим проблем нет. А вот в сельской местности учеников мало. В 80 процентах школ один класс, в котором не больше 20 учеников. Поэтому многопрофильных лицеев здесь будет мало. Нужно или довозить на учебу, или устраивать пришкольные общежития.

Старшую школу организуем после децентрализации и административно-территориальной реформы. Дошкольная, начальная и основная школа по девятый класс будут подчинены объединенной общине. А старшая — уезду, объединению нескольких районов. На один теперешний район будет приблизительно три старших школы. На конкурсной основе будут выбирать руководителей. Директору предоставим право набирать учителей.

Какие преимущества 12-летки?

— В Европе вы не найдете страну, где бы учеба длилась 11 лет. На рынке труда все меньше места для неквалифицированной работы. Ее выполняют умные машины. Европейские страны поняли, что лучше вкладывать в человека, чем сокращать обучение и платить безработным.

Сейчас в старших классах 14 предметов на семестр. Один урок в неделю — это неэффективно. В профильной школе ученики будут иметь в семестре семь-восемь предметов. Часть из них обязательны — украинский язык, иностранный. Часть — по выбору ученика. Будут выбирать также уровень — общий или углубленный.

Отпадет необходимость в репетиторстве. Если ребенок в физико-математическом лицее имеет на неделю восемь часов математики, а в обычной школе — четыре, то на ВНО они будут в неравных условиях. Еще четыре часа нужно наверстывать с репетитором.

Но почему тесты ориентируются на специализированные школы, а не общеобразовательные?

— Потому что университеты хотят лучших.

Разговор прерывает телефонный звонок. Павел Кузьмич долго обсуждает печать школьных учебников. Объясняет, что разговаривал с министром.

Внешнее независимое оценивание в обществе воспринимают положительно. Многие дети без взяток поступают в вузы. Но эксперты говорят, что балл для поступления должен быть выше. Потому что знания абитуриентов низкие. Стоит ли повысить вступительный балл?

— Каждый вуз имеет право ставить те баллы, с которыми он будет брать студентов. Этим воспользовался Украинский католический университет. На историческую программу нужно иметь не меньше 150 по истории. Да, мы недобрали студентов. Что же, каждое заведение выбирает приоритеты: или много студентов, или высокий уровень.

В школу из-за низких зарплат не идут молодые учителя. Авторитет профессии упал. Решит ли проблему лишь повышение зарплаты?

— Безусловно, это поднимет авторитет учителя. Но чтобы поднять зарплату — сначала нужно оптимизировать школу. Один из показателей эффективности — сколько учеников приходится на одного учителя. У нас — восемь. В европейских странах — 17. Зарплата забирает почти 80 процентов выделенных на школу средств. Поднять вдвое зарплаты при том же количестве учителей не удастся.

Нельзя проводить реформу, не меняя условия труда. Чтобы учитель захотел добираться в школу в другой населенный пункт, нужно его поощрить не только деньгами. Должны быть оборудованы лаборатории, кабинеты биологии, физики, географии. Невзирая на затруднительную экономическую ситуацию, правительство выделило 100 миллионов гривен на оборудование, цифровые лаборатории в кабинетах физики.

Если хотим делать реформы, в первую очередь следует изменить судебную власть. Это даст эффективность во всех отраслях. Вот сейчас родительский комитет пишет заявление об увольнении негуманного учителя, а директор не может его уволить. Потому что тот оспорит в суде и вернется в школу.

В новых законах что-то прописано о преодолении коррупции в образовании?

— Расходы на образование не покрывают ничего, кроме коммуналки и зарплаты. Все, что есть в школе, — заслуга родителей. С другой стороны — как это сделать прозрачным? В этих экономических условиях школа будет рассчитывать на помощь общества.

Но в базовом законе об образовании есть статья "Академическая добропорядочность". Речь о другой стороне коррупции — списывании. Нужно запретить печатание книжек, которые дают готовые решения задач. Это такая же кража, как и материальной вещи.

В Украине критически не хватает квалифицированных рабочих. Как перезапустить профессиональное образование?

— 80 процентов выпускников школ продолжают обучение в вузах. Лишь 20 идут в профессиональное образование. Люди с высшим образованием не могут найти работу, идут на биржу труда, переквалифицируются на рабочие профессии. Это нецелесообразно. Нормальная пропорция — 40 на 60, где 60 процентов — абитуриенты вузов.

В Союзе заводы давали оборудование для профтехучилищ. В независимой Украине училища перешли в подчинение образования, заводы позакрывались. Учебное оборудование дорогое. Поэтому будут созданы региональные профессиональные заведения путем объединения нескольких нынешних.

Сегодня выпускник мало какого вуза владеет иностранным. Программисты изучают его самостоятельно, кто-то идет на курсы. Глава правительства поручил Министерству образования разработать программу изучения иностранного в школах. С чего начнете?

— Знание иностранного — задача школы. У нас больше 80 процентов школьников изучают английский. Потом по количеству идет немецкий, французский, и гораздо меньше — испанский. Такую задачу проще выполнять, потому что имеем хороших партнеров: Британский совет, Гете-Институт, Альянс-Франсез, Институт Сервантеса. Они имеют опыт изучения этих языков в разных странах мира.

В Украинском католическом университете приняли программу изучения иностранного без указания министерства. Бакалавр должен иметь уровень В1 (есть шесть уровней владения языком — от базового до практически безупречного: А1 и А2 — элементарный пользователь, В1 и В2 — независимый пользователь, С1 и С2 — опытный пользователь. — "ГПУ"). Иначе не получит диплом. На первом курсе — три пары иностранного, на втором-третьем — по две. После второго курса есть обязательная трехнедельная англоязычная школа. По крайней мере два предмета должны преподаваться на английском на старших курсах, чтобы была англоязычная среда.

Но это — волевое решение ученых советов. Потому что часы для подготовки специалиста отдают на иностранный. Это тоже одна из причин, почему мы делаем 12-летку. Хотим, чтобы девятый класс вышел на уровень А2, а профильный лицей — на В1 и В2 — для углубленной программы.

Около 21.00 вместе выходим из бизнес-центра. На ул. Франко Павел Хобзей запрыгивает в первый трамвай, который едет в Зализнычный район Львова.

Был проректором Украинского католического университета

Павел Хобзей родился в городе Инта, Коми АРСР. В 1969-м семья переехала в Калуш Ивано-Франковской области. Отец — горный инженер, политзаключенный и общественный деятель. Умер в 2006 году. Мать тоже была в украинском подполье, репрессированная. Живет во Львове.

Учился в Киевской физико-математической школе-интернате при Университете имени Шевченко. Закончил механико-математический факультет и аспирантуру КНУ, докторантуру Академии государственного управления при президенте Украины. Кандидат физико-математических наук.

Работал в Институте прикладных проблем механики и математики во Львове. Был первым директором физико-математического лицея при Львовском национальном университете имени Франко.

Восемь лет возглавлял городское управление образования во Львове и пять лет — областное. Руководил региональным центром тестирования фонда "Возрождение". Был проректором Украинского католического университета.

21 октября 2015 года назначен заместителем министра образования и науки.

Увлекается классической музыкой. Мечтает поехать в Тибет.

Живет во Львове. Жена 51-летняя Наталия — диалектолог, заведующая отделом украинского языка Института украиноведения, руководитель проекта и соавтор "Львовского лексикона". Имеют двух сыновей.

Сейчас вы читаете новость «"У нас на одного учителя приходится восемь учеников, в европейских странах — 17"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі