вторник, 01 ноября 2022 11:30

Спецтема: Война России против Украины

Двойная нагрузка. Должны ли дети беженцев учиться в двух школах одновременно

Украинцы многим удивили жителей Европы, которая до 2022 года не видела таких беженцев. Преимущественно женщины и дети (со Среднего Востока и Африки в ЕС приезжали преимущественно мужчины), с домашними животными, которых не захотели бросать в войне, и совсем неожиданное – с учебой в украинской школе, находясь на чужбине. Последнее поразило европейцев еще весной: уже в марте большинство украинских детей возобновили обучение в своих украинских школах онлайн. Европейские медиа делали об этом восторженные сюжеты – страна под полномасштабной агрессией, а учителя в укрытиях проводят уроки. В Германии это вызвало еще большее удивление, ведь даже после двух лет ковидных карантинов в этой стране большой редкостью были полноценные синхронные онлайн-уроки.
Однако сейчас, после двух месяцев нового учебного года, европейские учителя уже с другой точки зрения смотрят на украинское онлайн-обучение. Украинские дети, согласно законодательству большинства стран ЕС, пошли в местные школы, но после обеда продолжают учиться онлайн в украинских школах. Обучение по двум программам не проходит бесследно – дети истощены, устали, жалуются на контрольные по всем украинским предметам и не выполняют домашние задания в местных школах.

Такая учеба уже не выглядит победой украинского образования, ставившейся весной в один ряд с ВСУ за героизм. Сейчас она воспринимается как непонятная двойная нагрузка, не соответствующая ни физическим, ни психологическим потребностям детей.

Конечно, главную роль здесь играют родители. Именно они принимают решение в большинстве случаев об обучении в двух школах и требуют этого от ребенка. Если это не так – и это решение самого ребенка и он сознательно избрал такой путь – такие случаи мы не рассматриваем в этом материале. Только те, где имеет место решение взрослых. И с этим решением что-то явно не так.

Родители объясняют свое требование желанием сохранить место ребенка в украинской школе и давлением учителей – они утверждают, что без выполнения всех работ ребенок не будет аттестован и его отчислят. "Всех работ" – это учитывая контрольные по музыке, физкультуре и искусству без поблажек.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Я написала об этой проблеме пост на фейсбуке и неожиданно получила под ним тысячу (!) комментариев. Такое количество свидетельствует, что проблема огромна. Призывы к родителям посмотреть на своего ребенка, поставить себя на его место и ответить – готовы ли вы работать 16 часов в сутки – достигают минимального количества родителей-комментаторов. Они считают, что разрешение их детям не учиться в двух школах одновременно должно дать даже не Министерство образования и науки – они ожидают, что им должна разрешить не делать все задания на уровне детей, обучающихся только в украинской школе, их учительница.

А МОН, в свою очередь, всячески избегает прямых подробных разъяснений по этому вопросу. В недавнем интервью министр Сергей Шкарлет сказал буквально следующее: никаких ограничений по признанию результатов обучения ребенка за границей на сегодняшний день не существует. Но в дальнейших ответах был менее четким и, казалось, пытался продемонстрировать, что проблемы не существует.

Это притом, что у МОН есть опыт разработки нормативных документов, которые решали аналогичный вопрос – Приказы МОН об окончании 2021–2022 учебного года действительно были составлены очень ребенкоориентированно и давали множество возможностей ребенку-беженцу (которыми весной были более половины всех школьников) завершить учебный год и получить документы про образование. Сейчас же МОН не демонстрирует желания расставить точки над "і" в этом болезненном вопросе.

С позицией учителей все тоже не столь однозначно. Есть такие, кто на полном серьезе спрашивают, как аттестовать ребенка по музыке без контрольной работы

С позицией учителей все тоже не столь однозначно: в тех же сотнях комментариев под моим постом были примеры, где учителя ведут себя рационально, требуя от детей только действительно обязательных задач по основным предметам. Но есть и такие, кто на полном серьезе спрашивают, а как аттестовать ребенка по музыке без контрольной работы. Хотя программа по этому предмету, как и по другим курсам эстетического цикла, предусматривает достаточно возможностей для аттестации в рамках здравого смысла.

Более общей проблемой, не способствующей интересам детей, является ситуация с оплатой труда учителей. Их зарплата формируется исходя из числа детей в классах. И утверждая семьям-беженцам за границей, что детям нужно обязательно учиться полноценно онлайн в школе, иначе их не возьмут обратно, отдельные учителя и руководители школ так пытаются защитить бюджеты своих школ. Что очень нечестно по отношению к детям.

Выход выглядит очень непростым – МОН необходимо наконец-то разработать четкие критерии и алгоритмы аттестации детей, вынужденно находящихся за границей, предусмотрев возможность автоматического зачисления предметов эстетического и здоровьесберегающего (физкультура, основы здоровья) цикла. Но принять самое прекрасное решение будет недостаточно – его еще и нужно будет донести до школ и учителей. И не исключено, что это все равно не решит проблему полностью.

Украинские родители в значительной степени считают европейские программы слабее украинских

Дело в том, что украинские родители в значительной степени считают европейские программы слабее украинских. И многие родители не готовы воспринимать их как полноценную учебу. Программы в Европе действительно составлены иначе, и если подходить к ним по постсоветским меркам, то кажутся слишком простыми. Но на самом деле это не так – программы действительно несложные для всех в младшей и средней школе и ощутимо более сильные в старших классах. Последнее, кстати, является проблемой для старшеклассников из Украины: им трудно быть успешными в европейских школах, потому что на все еще накладывается незнание местных языков.

И в украинских родителях включается постсоветский страх, родом, скорее всего, из их детства: "Ребенок не должен терять год". Думаю, это травматическое воспоминание детства, когда учителя пугали учеников и их родителей в мифическим оставлением на второй год, что считалось очень страшным.

И потому на украинских родителей не действуют никакие объяснения, что в Украине нельзя оставить ребенка на второй год без согласия родителей. Просто нет шанса, если вы не попросите. И да, у ребенка могут быть пробелы, потому что он провел год в Европе, но все "хвосты" можно догнать. Да, миграции в Европу из Украины никогда не было в таких масштабах, но дети, которые учились за границей и затем возвращались в Украину, были, и их берут в класс по возрасту, это предусмотрено украинским законодательством.

Но родители не верят. Им проще давить на своих детей и требовать обучения за пределом здравого смысла (ибо трудно назвать здравым смыслом обучение 14–16 часов в день), чем разобраться со своими страхами или с лукавством учителей.

Дети учатся лицемерить, выкручиваться и списывать. Ибо не может живой ребенок оставаться здоровым, если учится 14–16 часов ежедневно

Что же дети? Дети учатся лицемерить, выкручиваться и списывать. Ибо еще раз: не может живой ребенок оставаться здоровым, если учится такое количество часов каждый день. Его организм будет искать возможность схитрить.

Поэтому что бы ни делал МОН, что бы ни говорила далекая учительница – пожалуйста, посмотрите на своих детей. Подумайте, почему вы заставляете их тянуть непомерное бремя и можете ли вы, родители, его минимизировать или вообще убрать. Не позволяйте вашим страхам вредить вашим родным детям.

Публикация материала осуществлена ​​при поддержке Ассоциации "Независимые региональные издатели Украины" в рамках реализации грантового проекта The Women in News из WAN-IFRA. Мнения авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.

 

Сейчас вы читаете новость «Двойная нагрузка. Должны ли дети беженцев учиться в двух школах одновременно». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі